Зиярат к Повелителю правоверных (а)

В одну из последних ночей Рамадана 1354 года тому назад ушел шахидом в мир иной праведный халиф, имам Али ибн Абу Талиб (а), отважный герой Бадра, Ухуда, Хатиба и Хайбара. Ни одно сражение не проиграл в своей жизни имам Али, но пал от подлого предательского удара хариджита во время намаза в мечети Куфы. Город Неджеф, где покоится имам, посетил в ходе поездки в Ирак на 10-ю международную конференцию «Весна Шахады» наш собкор Калиль Кабдулвахитов.

В Ан-Неджеф мы прилетели в полночь. При выходе на трап в лицо обдало горячим ветром пустыни, и тем приятнее было окунуться в прохладу кондиционеров международного аэропорта Неджефа. Пассажиров прилетающих и улетающих в залах было довольно много: женщины в черных одеяниях, мужчины разного возраста в белом, дети. Одни самолеты садились, другие взлетали. Еще на табло в тегеранском аэропорту имени имама Хомейни перед вылетом в Ирак я обратил внимание, что рейсов в Неджеф много, они почти через каждый час. Здание аэропорта в городе имама Али (а) относительно небольшое, не отвечает пассажиропотоку, и поэтому из-за образовавшейся очереди церемония прохождения таможенного досмотра заняла больше часа времени. Далее мы сели на черные джипы, поджидавшие гостей конференции, и помчались с ветерком по улицам города, являющегося оплотом «Армии Махди» Муктады ас-Садра.

В мечеть-мавзолей имама Али (а) наша делегация направилась утром следующего дня. Гостиница, где поселили нас, оказалась в метрах четырехстах от комплекса с золотым куполом. На правой стороне по ходу движения к мавзолею взору предстал большой город из астана-мазаров. Попутчики объяснили, что это и есть Вади ас-Салам – знаменитое гигантское кладбище «Долина мира», самое крупное на земле, куда привозят покойных из разных концов Ирака, чтобы похоронить рядом с имамом Али (а) в ожидании Судного дня.

По левую сторону шли бетонные заборы с портретами шахидов, погибших в Сирии при обороне мавзолея внучки Пророка (с) Зейнаб бинт Али (с) от атак фанатиков, которые пытаются разрушить комплекс. Далее – торговые ряды, какие-то здания, возле которых стояли автоматчики, причем не только в военной форме. По мере приближения к мавзолею число стражей росло, они располагались по всему периметру и обыскивали всех, кто шел на территорию комплекса. Внутрь не пропускали фотоаппараты, но разрешали мобильные телефоны.

Людей, пришедших почтить имама (совершить зиярат), несмотря на утро, оказалось очень много. Позже мы убедились, что и ночью здесь многолюдно, как внутри комплекса, так и снаружи.

Приехавшие из разных стран паломники располагались группами и семьями на ночлег прямо у стен мавзолея. Временами внутрь заносили погребальные носилки, совершали джаназа. Как мы поняли, это привозили покойных из других районов Ирака, чтобы похоронить на кладбище Вади ас-Салам.

Чем ближе к гробнице имама, тем теснее. Мужчины и женщины заходят через разные входы и не смешиваются. На стенах изречения из Корана, вокруг цветная мозаика, ковры, светильники, хрусталь и серебро, цветы, аромат благовоний.

По мере приближения к могиле Али ибн Абу Талиба (а) охватывает волнение. Десятки голосов читают дуа зиярата, некоторые мужчины при этом плачут. Их настроение передается другим и у тех также увлажняются глаза. Люди пытаются прикоснуться к ограждению могилы халифа, и это нелегко в гуще народа.

Схожие чувства я испытаю потом, в мавзолее имама Хусейна (а) в Кербеле. Перед глазами проносится вся жизнь, начинаю остро переживать совершенные в прошлом ошибки, словно закрываются последние страницы книги твоих деяний, и слезы сами собой наворачиваются на глаза. Сегодня действие, завтра – отчет, вспоминаю слова халифа Али (а). Еще есть возможность исправить ошибки, успокаиваю себя, но вдруг пронзает боль за родного брата, чья книга деяний уже закрыта. Опустившись на колени, читаю дуа: «О Творец миров! Прости наши грехи, явные и тайные, ради Твоего пророка, ради Ахли-Бейта».

Ночью я вновь приду к изголовью Имама Али (а), чтобы опять пережить состояние очищения. Также, чтобы испытать трепет души, вероятно, и едут сюда сотни паломников. Рассказывали, что как европейцы спешат в отпуска к теплым морям, так и приверженцы джафаритского мазхаба стремятся ежегодно к мавзолеям имамов Дома Пророка.

Как известно, в период Омеядов место захоронение имама Али (а) было сокрыто, о нем знал только близкий круг родственников, и лишь в период Аббасидов мусульмане узнали, что последний праведный халиф похоронен недалеко от места гибели. Вокруг могилы и образовался город Неджеф, который к сегодняшнему дню практически слился с Куфой.

После зиярата нашу делегацию ждала встреча с аятоллой Сеидом аль Хакимом в его доме в минутах двадцати ходьбы от мавзолея. Мы шли мимо полуразрушенных старинных зданий и новостроек, прошли старый, похожий на лабиринт базар со спусками и подъемами. Местами верхняя часть строений базара выглядела весьма мрачной, из торговых отсеков свисали сотни обожжённых электропроводов и кабелей. Как нам пояснили, десять лет назад эти кварталы подверглись бомбардировкам американских ВВС.

Послевоенный Неджеф еще не оправился от ран. Нам приходилось слышать, что и во времена Саддама город не был в почете у властей, и только сегодня он набирает силу и красоту. Так, в частности, при поддержке Ирана расширяется комплекс Имама Али (а), который прежде занимал площадь в 15 тысяч квадратных метров. Влияние Ирана в южном Ираке чувствуется в городах и вне их: портреты имамов Хомейни и Хаменеи украшают улицы и автострады наряду с портретами местных духовных лидеров.

Встреча с Сеидом аль Хакимом, после процедуры досмотра службой безопасности, проходила в просторной комнате с пустыми стенами. Вместе с нами к духовному лидеру зашли несколько подростков в черных чалмах, юные сеиды, вероятно внуки аятоллы. После того, как представили каждого гостя, аятолла начал неторопливую речь, говорил о Пророке, мир ему, исламе, необходимости сближения суннитов и шиитов. Еще несколько лет назад была невозможна такая встреча, где вместе у имама Али (а) собрались бы мусульмане из Ирака, Ирана, России, Турции, Азербайджана, Грузии, говорил Сеид аль Хаким, сегодня время работает на сближение мазхабов, стирания граней, нахождение консенсуса, который возможен только при уважении мнения другого мусульманина. Тихим голосом аятолла говорил, почему Запад, США заинтересованы в конфликтах между мусульманами.

Напомним, что в конференции «Весна Шахады» в Кербеле участвовали посланцы 49 стран, представители разных мазхабов. С аятоллой аль Хакимом встретились делегаты, прибывшие на конференцию через Неджеф, однако основная часть участников приехала в Кербелу через Багдад. Делегация из Грузии оказалась суннитско-шиитской. Как сказали наши братья по СССР, у них единое духовное управление и общая мечеть.
После встречи с аятоллой нас пригласили в ресторан Али неподалеку от комплекса.

Оказываются, бывают в мире и такие рестораны, где бесплатно кормят. Содержатся они за счет мавзолейных комплексов. Верующие днями и ночами прибывают в Неджеф и другие города, где находятся мавзолеи, многие из них жертвуют деньги, а паломники из бизнесменов – немалые деньги. Изнутри ограждение гробниц усыпано деньгами: динарами, долларами, риалами и т.д. Сбор их ведется ежедневно. На эти деньги создаются заводы, фабрики, открываются гостиницы, издательства, рестораны для паломников. Таким образом, происходит кругооборот. Предприятия, созданные на пожертвования, являются как бы собственностью имамов Дома Пророка, и управляются доверенными лицами. Предприятия каждого комплекса действуют автономно, но в союзе с другими.

В начале нулевых Неджеф не раз становился ареной боев между американцами и армией Муктады ас-Садра. До сих пор на некоторых зданиях и даже мечетях зияют следы боевых столкновений, в городе немало торговых точек по реализации оптических прицелов, бронежилетов, армейских сапогов-берцев цвета пустыни и иного военного обмундирования.

После ухода американцев в Ираке остались так называемые частные военные компании, ориентированные на США. Они, судя по лицам «солдат удачи», укомплектованы выходцами из разных точек планеты, среди них яркие блондины и жгучие брюнеты, азиаты и африканцы. Частные военные компании несут службу на охране важных объектов, в том числе охраняют международный аэропорт в Неджефе. В отличие от местных жителей эти люди в бронежилетах грубоваты, а в особенности лишены правил хорошего тона темнокожие солдатки, набранные по контракту, по всей видимости, из немусульманских стран Африки. На обратном пути, уже после конференции и посещения места гибели имама Али (а), из-за одной такой дамы у входа в аэропорт мы чуть не опоздали на рейс в Тегеран. К счастью, все обошлось после вмешательства ее коллеги. Когда поднялись в воздух, в окрестностях Неджефа поднималась песчаная буря.

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/07/31.jpg

С продавцом военного снаряжения

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/07/41.jpg

На мечети следы боев с американцами

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/07/51.jpg

Шахиды, павшие защищая астану Зейнаб (с) в Дамаске

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/07/61.jpg

Кладбище Вади ас-Салам

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/07/7.jpg

Аятолла Сеид аль Хаким

Калиль Кабдулвахитов

islamnews.ru