В столице халифата имама Али (а)

Куфа – последняя столица праведного халифата, место гибели повелителя правоверных имама Али ибн Абу Талиба (а), родной город Абу Ханифы и по одной из версий – будущий центр всемирного правления имама Махди (а). В ходе поездки на международную конференцию «Весна Шахады» в Ирак автору удалось посетить легендарную Куфу, побывать в исторических местах, связанных со знаменитыми личностями ислама.

Без преувеличения можно сказать, здесь каждый камень дышит историей. Старая часть города утопает в пальмах. Похоже, что создатели «Сказания о Мухтаре», многосерийного фильма о мстителе за смерть имама Хусейна (а), строя макет города конца 7 века тщательно ознакомились с кварталами современной Куфы: в фильме также присутствуют пальмы, и дома куфийцев не сильно отличаются от современных строений в старой части. Для сравнения, в сериале о Хаджадже, «мече Омеядов», город выглядит иначе.

Куфа была основана на заре исламской истории как военная крепость для удержания новых территорий после битвы при Кадиссии, когда мусульманская армия под командованием Саада ибн Абу Вакаса разбила численно превосходящее персидское войско, что положило начало покорению Персии. В Куфу были переселены семьи невольников-персов из завоеванных земель, в том числе семья деда будущего основателя ханафитского масхаба. На новом месте персы перешли в ислам и получили прозвище мавали.

В 657 году, вскоре после «Верблюжьей битвы», Али ибн Абу Талиб (а) перенес столицу халифата в Куфу. Нам показали место в исторической мечети, где находился минбар, с которой халиф вел проповедь, и михраб, рядом с которым хариджит ибн Мулджам на 23-е число месяца Рамадан в 661 году нанес подлый удар отравленным ножом повелителю во время утренней молитвы.

В целом исторический комплекс, включающий всю территорию крепости-цитадели вместе с главной куфийской мечетью «Аль-Куфа», занимает, по словам нашего гида, площадь в 12 тысяч квадратных метров. В этом пространстве находятся и другие храмы – мечеть на месте, где положили голову имаму Хусейна (а) перед ибн Зиядом, наместником Язида ибн Муавии; мечети Муслима ибн Акиля, Мухтара ас-Сакафи, гробницы сподвижников имама Али и имама Хусейна (а).

К исторической мечети примыкает дом, где жил повелитель правоверных с семьей. Из всего комплекса это единственное здание, сохранившее следы тысячелетней давности. Мечеть «аль-Куфа» не раз перестраивалась в отличие от дома халифа, который только реставрировался.

– Тысяча четыреста лет! Разве за это время кирпичи бы не осыпались? – засомневался один из участников делегации. Ему привели в пример античные города, которые простояли несколько тысячелетий.

– В этой комнате молодой Хусейн (а) изучал Коран, а тут находилась комната Зейнаб (с), – знакомил нас гид с помещениями.

Комнаты в доме халифа небольшие, и они пусты – внутри только молитвенные коврики и вентиляторы. То место, где сыновья обмывали тело имама Али (а), ограждено, внутри оградки картина с изображением халифа, цветы, в воздухе аромат благовоний. Рядом комната, где заворачивали тело повелителя в саван. Сохранился в доме и колодец, он закрыт и обернут золотистыми пластинами, чтоб народ не бросал в воду монеты.

Средневековый научный центр мусульманского мира, положивший начало арабской каллиграфии (кому в мире неизвестно словосочетание «куфический почерк»?!) – полностью шиитский город. И таковым, по словам нашего гида, он стал еще в эпоху аббасидов. Влияние приверженцев правления рода имама Али здесь всегда было велико, и удивительно, что Абу Ханифа, выросший в Куфе, стал основателем отдельного суннитского масхаба, хотя в числе его учителей – Джафар ас-Садык (а), почитаемый в шиизме как шестой непорочный Имам. (От Джафар ас-Садыка (а) название джафаритского масхаба шиизма). Нам также показали место в куфийской мечети, где получал уроки Абу Ханифа.

Напомним, что треть участников конференции составляли сунниты, однако во время посещений исторических мест, как и во время работы конференций, никто не спрашивал, кто какой акыды и масхаба придерживается, это было видно только по намазу. «Весна Шахады» сблизила масхабы и течения, и автор был свидетелем того, как в комнате, где занимались сыновья имама Али (а), плакал, произнося дуа, суннитский шейх из Иракского Курдистана.

По шиитской версии, Куфа была основана как военная крепость на месте древнего поселения, связанного с пророком Ибрахимом (а), и сюда часто приезжали имамы Дома Пророка (а). Макамы их (места совершения молитв) указаны в аль-Куфе отдельными невысокими стелами, проемами в стенах. И сегодня в середине каждой недели богословы из научного центра в соседнем городе Неджеф пешком преодолевают путь до Куфы. Они идут молиться в макамы пророков и имамов в аль Куфу и в мечеть Сахля – другое знаменитое место города, с которым связаны предания об имаме Махди (а).

Далее наш путь лежал в Неджеф к усыпальнице повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба (а).

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/06/3-1.jpg

Проход к минбару, где хариджит напал на халифа, разделен перегородкой на мужскую и женскую части

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/06/4-1.jpg

Так сегодня выглядит вход в отреставрированный дом повелителя правоверных

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/06/71.jpg

Куфийская мечеть днем и ночью наполнена людьми

http://www.islamnews.ru/wp-content/uploads/2015/06/8.jpg

В Куфе проживает немало воинов из «Армии Махди» Муктады ас-Садра, чьи портреты украшают городские здания

Калиль Кабдулвахитов

islamnews.ru