Российские и иранские философы об идеях Имама Хомейни

В Москве, в Институте философии Российской академии наук 3 июня прошла конференция «Творческое наследие имама Хомейни: философские аспекты в контексте современного мира».
 
Организаторами конференции выступили Российское философское общество и Культурное представительство при Посольстве Исламской Республики Иран в России. Конференцию вел профессор Александр Чумаков, заведующий кафедрой философии Финансового университета при Правительстве РФ, первый вице-президент Российского Философского Общества. Во вступительном слове он отметил, что по прошествии более четверти века со дня ухода из жизни имама Хомейни все более рельефным становится его вклад в гуманитарную копилку человечества, и именно сейчас, в эпоху глобальных изменений мирового порядка его философское наследие заслуживает особого внимания.

В работе конференции приняла участие большая делегация ученых из Исламской Республики Иран. Рабочими языками конференции были персидский и русский. С программным докладом об основах философского учения имама Хомейни выступил профессор Хоссейн Салими, ректор Университета имени Аламе Табатабаи (г. Тегеран). Он подчеркнул, что к учению имама Хомейни нельзя подходить, оперируя только понятиями «материального мира», так как оно имеет глубоко духовную природу и опирается на Божественные истины, выраженные в Коране. Учение имама Хомейни сфокусировано на совершенствовании человеческого общества на основе Божественной гармонии. Философия истории, согласно учению имама Хомейни, - это философия совершенствования общества в соответствии с Божественными принципами. «Пока в стране царит дух сотрудничества и ответственности перед Богом, она будет защищена от несчастий», - говорится в Завещании имама. Как одну из основ учения Хомейни профессор Салими назвал отказ от применения насилия. По его словам, имам Хомейни неоднократно подчеркивал, что насилие можно использовать только в случае личной защиты, но не для совершенствования общества. Именно поэтому, - как подчеркнул профессор, - имам настоятельно предостерегал от применения военной силы против предыдущего режима. Еще одной основой философского учения имама Хомейни была убежденность в том, что мировой порядок подвержен изменениям, и в настоящий момент находится в состоянии трансформации, что приведет к развитию человечества. Эту идею имам высказал и в своем достопамятном письме к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачеву, написанном 1 января 1989 года. Имам предвидел, что СССР падет, так как его руководство не сумело понять «духовной сущности эволюции».

На конференции выступила профессор Мариетта Степанянц, главный научный сотрудник сектора восточных философий ИФ РАН, виднейший специалист по истории суфизма, доктор философских наук. Она сказала, что Исламская революция в Иране, произошедшая в феврале 1979 года, оказалась совершенно неожиданной и для советских, и для западных востоковедов. «Это было потрясение, как от природного катаклизма», - заметила Мариетта Тиграновна, выразив предположение, что в то время даже иранисты, живущие вне Ирана, плохо понимали иранский менталитет. «Им казалось, что модернизация должна приближать Иран к западной цивилизации». И тут исламская революция! Поддержанная широкими слоями населения, она наглядно показала, что любая модернизация, трансформация общества не может игнорировать историю и духовную культуру народа, нельзя принимать ту или иную модель развития, не учитывая веками сложившиеся традиции. Однако многие специалисты на Западе и в СССР тогда сделали вывод, что Иран пошел по пути «темного средневековья», а не поиска совершенствования на базе собственных ценностей и традиций, - сказала профессор Степанянц. Она напомнила, что имам Хомейни с большим уважением относился к философскому наследию и знанию. В его известном письме к Михаилу Горбачеву не случайно много места уделено философии, упоминаются такие имена, как Ибн Сина, Сухраварди, Мулла Садра, Ибн Араби. Она отметила, что в 80-е годы эти ученые как философы недооценивались в научном мире, считаясь представителями эклектики. Признавалось только течение «фальсафа», восточные перипатетики, - сказала Мариетта Степанянц. «Однако в последние десятилетия положение в международном научном сообществе изменилось. И в этом большая заслуга ученых Исламской Республики Иран», - сказала профессор Степанянц. По ее словам, изменился и характер философского образования в России: теперь оно обязательно включает и индийскую, и китайскую, и мусульманскую философию.

Затем выступил аятолла Акбари Джидди, член Ученого совета Тегеранского университета, руководитель Исламского центра. Он сконцентрировал свое выступление на идеях религиозного народовластия, разработанных аятоллой Хомейни, который был и философом, и арифом (мистиком), и законоведом. «Глубоко изучив механизмы западной демократии, восточного социализма и исторической теократии, имам Хомейни предложил совершенно новый путь построения общества, основанный на сакральных исламских принципах – «велаяте факих», т.е. правление религиозного правоведа. Имам исходил из того, что пророческая миссия посредничества между Божественной благодатью и человеком продолжается через имамов и факихов». Доктор Джидди подчеркнул, что имам Хомейни не отделял политику от религии, указывая на их взаимосвязь и универсальное влияние на все сферы жизни. Однако имам был против иррационального отношения к религии, считая, что это приводит к экстремизму. И всегда подчеркивал, что «народ имеет право выбора», тщательно разработав возможности для этого выбора на практике. Поэтому религиозное народовластие, принципы которого имам Хомейни утвердил через исламскую республику, - это новый путь к совершенству общества в современных условиях, - заключил аятолла Акбари Джидди.

Доктор философских наук Игорь Лисеев, специалист по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, в своем коротком выступлении подчеркнул, что в Институте философии РАН каждый месяц проводится семинар по иранистике. Наглядным примером сотрудничества с иранскими учеными могут служить «круглые столы» и конференции в стенах Института философии по актуальным проблемам современности, регулярно проводящиеся с 2007 года, а также совместно подготовленные книги, среди которых изданная в 2010 году книга «Феномен глобализации в контексте диалога культур».

Затем слово взял доктор Хамид Хадави, руководитель Фонда исследований исламской мысли. Он подчеркнул, что имам Хомейни был великим факихом и муджтахидом, убедившим миллионы своих сограждан в правоте исламского пути развития и спасительности этого пути в современном мире. Имам Хомейни доказал, что ислам обладает огромной созидательной силой и способен объединять разные народы вокруг себя, так как основан на принципах справедливости, милосердия, братства и сострадания. При этом имам всегда указывал на то, что устойчивое развитие государства без духовно-нравственных основ невозможно, как бы ни были велики его материальные достижения. Любая идеология, не признающая установленных Богом законов, обречена на провал и не может служить для консолидации общества. Доктор Хадави напомнил, что имаму Хомейни принадлежит идея сотрудничества мазхабов, очень актуальная в наши дни.

Профессор кафедры философии МГИМО(У) Владимир Глаголев начал свое выступление с цитаты Платона о том, что «во главе государства должны находиться философы». Принцип правления мусульманского богослова, утвердившийся в Иране, во многом согласуется с этой платоновской идеей, - сказал он. По его словам, успех учения имама Хомейни в Иране кроется в его установке на потенциал традиционализма, присущий иранскому народу, что привело к политическому строю с доминированием религиозных ценностей. Профессор Глаголев обратил внимание на то, что в современном Иране отсутствует социальное сиротство, блокирован ростовщический капитал и диктат банков, и налицо «оптимизм традиционализма» - умелое сочетание традиций и инноваций. «Иранцы хорошо понимают значимость технологических, материальных аспектов жизни», - заметил профессор.

Среди выступавших была и доктор Фарах Рамин, член Ученого совета Университета г. Кума. «Я счастлива, что мне довелось видеть имама Хомейни и проникнуться его идеями», - сказала она. «В каждом человеке заложено много талантов, но чтобы они смогли развиться, надо, чтобы были прочны корни, иначе дерево его способностей рухнет. Поэтому детей надо воспитывать на основе учения Пророка, да благословит Всевышний Его и Его род», - сказала доктор Рамин. Она подчеркнула, что имам Хомейни главным методом воспитания считал любовь, напоминая, что Пророк всегда общался с людьми в духе любви и доброжелательности. Любовь помогает развитию и совершенствованию, так как человек стремится больше узнать то, что он любит. Однако имам Хомейни всегда подчеркивал, что любовь должна быть не только в сердце, но и в деяниях, - отметила доктор Фарах Рамин.

Известный российский исламовед сирийского происхождения доктор Тоуфик Ибрагим, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, обратил внимание на то, что в учении имама Хомейни был призыв к братству всех людей и к единству всего человечества. «Все люди – члены семьи Бога. И более достойный тот, кто более добра сделает для этой семьи». В Коране заложена мысль, что этническое, культурное и религиозное разнообразие соответствует воле Божьей. Имам Хомейни подчеркивал, что принцип единства в многообразии – есть Божественный принцип, - сказал Тоуфик Ибрагим. По его словам, имам Хомейни утверждал, что сотворение Богом мира было актом любви, и в этом смысле все люди – любимцы Бога. Каждый человек присутствует в другом, и в каждом, как в зеркале, отражен весь сотворенный Богом мир. Любовь к Богу – это любовь к тому, кого любит Бог, - говорил имам Хомейни. И в этом его главное отличие от понимания этой любви суфиями – они, любя Бога, старались удалиться от мира, чтобы стать ближе к Нему. Хомейни же считал, что соединение с Богом – это соединение с Ним через людей, через добрые и важные дела для них, - заключил Тоуфик Ибрагим.

Аида Соболева

russian.irib.ir