Имам Джавад (а) – образец великодушия

Мы не зря гордимся своими предводителями, познакомившись с их светлой жизни, вы и сами убедитесь, что они достойны подражания и гордости.

Нашим девятым имамом является его светлость Мухаммад ибн Али, известный как имам Джавад (а). Джавад означает на русском языке «великодушный», так назвали имама за его огромное великодушие и благородство. Отцом его светлости был имам Реза (а), а матерью – правоверная женщина по имени Сабика. Имам Джавад (а) родился в Медине 10 числа месяца Раджаб 195 года лунной хиджры. В 203 году, когда Мухаммаду ибн Али (а) было всего девять лет, мученически погиб его отец имам Реза (а). После чего сам Мухаммад стал имамом, как завещал его благородный отец. Это являлось необычным явлением для многих, что имамом своего времени становится девятилетний мальчик. Поэтому некоторые верующие вначале отказались признать его светлость своим имамом, и это несмотря на то, что имам Реза (а) завещал своим последователям об имамате своего сына Мухаммада (а). Молодой имам доказал свою достойность на имамат.

Однажды, когда имам Джавад (а) вошел в мечеть великого Пророка (с), его дядя Али ибн Джафар, сын имама Садыка (а) сидел в мечети и как только увидел вошедшего имама Джавада (а), побежал к нему навстречу, выразил ему почести уважения, поцеловал руку и в знак уважения встал рядом с ним. Имам (а) предложил сесть своему дяде, но Али бин Джафар ответил: "Как я могу сидеть, если вы стоите?" 

Наблюдавшие эту сцену после ухода имама Джавада (а) стали упрекать Али бин Джафара и сказали, что он дядя его отца, а имам внук его брата. Не стоит оказывать лишних почестей молодому родственнику. В ответ на их упрек Али бин Джафар схватил за свою бороду и сказал: 

"Когда Всевышний Господь не признал меня достойным с этой седой бородой на имамат, а его счел достойным, несмотря на его возраст, вы предлагаете мне не признавать его?! Упаси Боже меня от того, чего вы мне советуете!»

Имамат, подобно пророческой миссии является божественной милостью, и Всевышний Аллах наделяет правом на имамат лишь избранных рабов. Следовательно, божественный выбор не имеет никакого отношения к возрасту. Возможно, пророческая миссия и имамат несовершеннолетнего ребёнка для кого-то покажется нереальным, однако необходимо отметить, подобные люди не познали в должной мере подлинную сущность божественного руководства, ибо они представляют себе имамат, подобно другим человеческим доктринам, созданные самими людьми.

Поистине, имамат как божественное руководство основывается на желании, воле и мудрости Творца. Аллах Своими неограниченными знаниями избирает на имамат Своих рабов, и неудивительно, что имамом может стать ребёнок. Иногда, Всевышний Аллах выбирает на имамат несовершеннолетнего ребёнка, дабы тем самым утвердить истину и уничтожить ложь.

Его светлость имам Джавад (а) в девять лет становится имамом. Муали ибн Мухаммад рассказывает: «После мученической смерти имама Резы (а) я повстречался с имамом Джавадом (а). Я очень внимательно стал рассматривать его, чтобы затем рассказать о нём его сторонникам (шиитам). Тогда имам, сев рядом со мной, прочёл следующий аят: «Мы даровали Яхъе мудрость, когда он был мальчиком». Да, Всевышний Аллах избрал лучшего человека своего времени имамом, который на то имел все необходимые качества, но зависть и любовь к власти жестоких и невежественных правителей, не терпит присутствия лучших людей.

Его светлость имам Джавад (а) в двадцатипятилетнем возрасте в конце месяца Зуль-Када 220 года лунной хиджры, по указу халифа аббасидов Мутасима был отравлен и предан мученической гибели. Его светлость похоронен в Багдаде (Казимейн) рядом с могилой своего деда имама Казима (а).

Саадатхон Фатхуллаева

tebyan.net