Динамичные и вдохновляющие идеи имама Хусейна (а)

Восстание имама Хусейна (а) – это событие, чреватое большими потенциалами для вдохновения и влияния на все последующие поколения.

Это восстание пользуется таким величием, что может привести в движение народные массы в любой точке света и в любую эпоху. Безусловно, всё это проистекает из твердых идей, на основе которых формировалось восстание имама Хусейна (а).

Главной задачей имама Хусейна (а) в этом движении было выполнение божьего долга. Этот долг, предназначенный Богом для каждого человека заключается в предпочтении интересов общества собственным интересам и предотвращение разврата. Человек, достигший ступени рабства божьего, считает это большой честью для себя и не помышляет ни о чем ином, кроме выполнения божьего долга и богоугодности. В словах и поступках имама Хусейна (а) ярко наблюдалось чувство ответственности в связи с выполнением своего долга и соответствующим поведением вна том критическом отрезке времени. В процессе достижения этой цели, поощрение к добру и удержание от зла составляло своеобразный стержень усилий имама Хусейна (а).

Одной из главных целей имама Хусейна (а) была борьба против течений, угрожавших основам религии и исламской уммы. Имам Хусейн (а) восстал против течения, которое пыталось истребить в обществе глубокое содержание религии и ее возвышенных ценностей. Это уклонистское течение, которое на самом деле было направлено против религии и истинных исламских ценностей, скрывалось за религиозными проявлениями. Имам Хусейн (а) прекрасно знал, что в случае продолжения заблуждения и разврата правящей группы, большая часть религиозных учений будут преданы забвению и от ислама останется только оболочка. Поэтому, борьба против разврата и лицемерия Йазида требовала особой мудрости и бдительности.

Имам Хусейн (а) в начале своего движения, когда покидал Медину, заявил: "Я ухожу из Медины ради поощрения к добру и удержания людей от зла".

В воззрении имама Хусейна (а) восстание против деспотического режима Йазида и стремление к исправлению политической структуры общества, а также образование власти на основе истины и справедливости были наглядным воплощением принципа поощрения к добру и удержания от зла. Покойный мыслитель Моттахари по поводу значимости этого убеждения говорит: "Идея поощрения к добру и удержание от зла придала особую ценность движению. Имам Хусейн (а) пал мученической гибелью на пути реализации принципа поощрения к добру и удержания от зла, т.е. ради основополагающей идеи, гарантирующей существование исламского общества. В отсутствии такой важной цели общество поддается расколу и разъединению".

Имам Хусейн (а) как бдительный реформатор считал себя обязанным нарушать молчание перед лицом гнета, деспотии и разврата. Омейады создавали о себе такое представление, что несведущие люди в Шаме (Сирии) считали их самыми близкими людьми к божьему Пророку (с), предполагая, что в будущем также Омейады будут самыми достойными преемниками Пророка (с). Имаму Хусейну (а) приходилось бороться с этим неправильным предположением и освещать правоту членов семейства Пророка (с) для управления делами исламской уммы. В этой же связи он в письме жителям Басры, освещая цель своего восстания, отмечал: "Мы, члены семейства Пророка, были самыми достойными для того, чтобы стать преемником Пророка, но это право отнято у нас. Несмотря на осведомленность в своем достоинстве с учетом интересов общества и с целью предотвращения всяких интриг и волнений, мы отказались от этого права, чтобы сохранить спокойствие в обществе и божью религию. Но сегодня я призываю Вас к Корану и традиции Пророка, поскольку мы находимся в условиях, когда традиция Пророка забыта и подменена надуманным злом. Если вы откликнитесь на мой призыв, то я покажу вам путь к совершенствованию и блаженству".

Воззрение имама Хусейна (а) во время восстания Кербелы говорило о том, что ислам – это религия, которая, помимо духовных аспектов, пользуется большими потенциалами с политической и социальной точки зрения. Связь между религией и политикой в воззрении имама Хусейна (а) наблюдается во всем этом священном движении.

По сути, это восстание было революционным движением против политических и религиозных ошибок деспотических правителей. Вопрос о правлении, руководстве и признании права народа в определении своей социальной судьбы имеет большое значение в исламе. Следовательно, когда во главе государства стоит недостойный человек, игнорирующий религиозные учения, никакой гарантии для осуществления божьих предписаний не имеется. Поэтому искажения подрывают религиозные и ценностные понятия. Имам Хусейн (а) встал на путь джихада и восстания, руководствуясь идеей борьбы против этих условий, поскольку он видел, что традиция божьего Пророка (с) предана забвению и в религии появились надуманные идеи.

С точки зрения имама Хусейна (а), установление власти на основе божьих гуманных критериях является наилучшим средством для исправления общества. В таком случае в обществе распространяются искренние божьи мышления, воплощаются в реальность такие идеалы, как социальная справедливость.

Другим стимулом имама Хусейна (а) в историческом восстании Ашуры было стремление к установлению справедливости и борьба против гнета. Исламская религия недвусмысленно подчеркивает установление справедливости, которая касается всех аспектов человеческой жизни. Развратная власть Омейадов характеризовалась именно притеснением народа и попиранием его прав. Разумеется, такой человек, как имам Хусейн (а), не мог хранить молчание перед лицом такого положения вещей, поскольку, по мнению его светлости, молчание и безразличие означает признание и сотрудничество с угнетателем. По этому поводу имам Хусейн (а) заявил перед войском Хурра: "О люди! Божий Пророк говорил, что того, кто видит деспотического правителя, позволяющего себе все то, что недозволенно божьим шариатом, нарушающего обет с Аллахом, выступающего против традиции божьего Пророка, и не противостоит ему словом и делом, Аллах поставит его в один разряд с тем же угнетателем... О люди! Омейадские правители открыто совершают разврат, изменяют пределы божьих законов и присваивают общественное имущество".

В логике имама Хусейна (а), молчание перед угнетательским правителем – большой грех. В поведении имама Хусейна (а) наблюдается свободолюбие и великодушие в полноте, именно чем характеризуется личность имама.

Дух великодушия и величия у его светлости не позволял ему заключить союз с таким деспотическим и развратным правителем, как Йазид. В воззрении имама Хусейна (а), заключение союза с правителем, который не защищает божьи права и права народа, не несет в себе ничего, кроме унижения и оскорбления. Исходя из этого, он с присущей ему смелостью и решительностью отказывается от союза с воплощением гнета и деспотии, предпочитая смерть такому унижению. С точки зрения имама Хусейна (а) человеческое великодушие и честь имеет такую ценность, что при необходимости человек готов отдать свою жизнь.

Таким образом, в движении имама Хусейна (а) наблюдается динамичные и привлекательные идеи, которые отличают это движение от прочих эпохальных событий. Именно по этой причине свободолюбивое движение Хусейна ибн Али (а) на протяжении веков сохраняет свое долговечное влияние и силу вдохновения.

tebyan.net