Имам Джавад (а) — предводитель шиитской молодежи

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

29 числа месяа Зу-ль-Каида, шииты отмечают годовщину мученической кончины 9-го имама Мухаммада Ат-Таки Аль-Джавада (а), сына имама Резы (а), которая последовала в 220 году хиджры, тогда как рождение имама (а) пришлось на 10 раджаба 195 года хиджры. Таким образом, имам Аль-Джавад (а) прожил самую короткую жизнь из всех имамов (а) — 25 лет.

Имам Аль-Джавад (а), отравленный в Багдаде по указу аббасидского халифа Мутасим-би-Ллаха, останется в нашей памяти вечно молодым, по праву именуясь предводителем шиитской молодежи. И дело не только в годах его жизни, но прежде всего — в том, сколько чудес он успел сотворить еще в ранней юности, какую мудрость сумел явить еще в детстве, так, что его отец, имам Реза (а), смог смело назначить его преемником имамата уже в три года.

Сообщается со слов Абдуллаха ибн Джафара: «Я вместе с Саффаном ибн Яхьёй посетил его светлость имама Резу (а), в то время как его сыну Джаваду (а) было не больше трёх лет. Тогда я спросил у имама о его преемнике. Указав на сына, он произнёс: «Абу Джа’фар мой преемник». Удивившись, я вновь спросил: «В таком маленьком возрасте?». Имам отвечал: «Да, в таком маленьком возрасте. Аллах избрал Ису (а), Своим доводом среди людей, в то время как Иса даже не имел и трёх лет» 1.

Чудо жизни имама (а) состояло и в том, что он (а), подобно пророку Исе (а), говорил с людьми еще в колыбели, будучи живым доводом Аллаха среди людей с самого начала своего жизненного пути. Этот его пример не оставляет современной молодежи поводов для отговорок от участия в религиозной жизни по причине малого возраста. Также, имам (а) указал нам высшую планку снискания авторитета и в духовных, и в светских делах, сумев посрамить даже ученых мужей, умудренных многолетним опытом, при дворе халифа Аль-Мутасима. Так, в частности, сообщается:

Муамар ибн Хилад передаёт: «Однажды Имам Риза, читая нам проповедь, сказал: «Какая вам необходимость в моих ответах, ведь Абу Джа’фара я оставляю после себя»2.

Или, согласно тексту еще одного предания:

Заркан, близкий друг ибн Аби Дауда,[одного из известных судей своего времени] рассказывает: «Однажды ибн Аби Дауд, возвратившись из собрания халифа Му’тасима, имел совершенно расстроенный вид, в ответ на мои расспросы, он ответил: «Лучше бы я умер двадцать лет тому назад!» 

- Но почему, что именно произошло? - Сегодня Абу Джа’фар ослабил мой авторитет при дворе халифа. 

- Расскажи, как это случилось! - Один человек признался в воровстве и просил самого халифа осудить его за совершенный им грех посредством справедливейшего, божественного закона. Му’тасим собрал всех учёных, на том собрании присутствовал и Мухаммад ибн Али. Халиф, обратившись к нам, сказал: «По закону Аллаха вору предписано отсечение руки, скажите, откуда необходимо отсечь её?» Я сказал: «От кисти». Он спросил: «Твои доводы?» Я ответил: «Всевышний Аллах говорит о «руке» в аяте, который относится к ритуальному очищению песком: «…обтирайте ваши лица и руки».[Коран, сура «Аль-маида», 5] Многие из учёных-факихов также были единогласны со мной, но некоторые стали утверждать, что необходимо отсекать руку от локтя, так как Аллах повелевает в Коране: «Мойте ваши лица и руки до локтей».[Коран, там же] Аллах ясно обозначил пределы руки, т.е. от локтя». Тогда Му’тасим обратился к имаму Джаваду (а) с вопросом: «Каково ваше мнение, о, Абу Джа’фар?» На что имам ответил: «Они все высказали своё мнение, позвольте мне не отвечать». Халиф начал настаивать и Имам сказал: «Они (твои учёные-факихи) ошибаются, так как необходимо отсекать только пальцы рук». Му’тасим продолжал: «Какие же у вас доводы?» Имам отвечал: «Посланник Аллаха сказал: «При совершении земного поклона (во время молитвы) семь частей тела должны соприкасаться с землёй и это: лоб, обе руки (ладони), колени, большие пальцы ног». На этом основании, если вы отсечёте руки от запястий или от локтя, то этот человек не сможет выполнять достойным образом молитву, ибо лишится их. Аллах говорит в Коране: «Поистине места поклонения для Аллаха, и не призывайте помимо Аллаха никого».[Коран, сура «Аль-Джинн», 18] Семь частей тела «для Аллаха», и они не должны отсекаться!»[имея в виду семь точек соприкосновения тела молящегося с землей: ладони, колени, ступни ног и лоб]. 

Му’тасим посчитал доводы Мухаммада ибн Али (а) правильными и дал приказ отсечь только четыре пальца на руке у вора, - закончил свой рассказ ибн Аби Дауд. - О, Заркан! Я потерял при халифе всякое уважение и достоинство, и тогда я подумал, лучше бы я умер, чем видеть такой позор»3.

Несмотря на то, что авторитет и заслуги имама (а) в религиозных и светских делах были настолько очевидны, что не оставляли никакой возможности противникам открыто возражать ему, будь это сам халиф, укрепление его репутации среди народа представляло серьезную опасность для трона узурпатора. Будучи не в силах справиться с двадцатипятилетним имамом (а) ни в научных спорах, ни в честной политической борьбе, аббасидский халиф Аль-Мутасим прибег к подлости и дал указание тайно отравить имама (а). Такое решение было продиктовано еще и тем обстоятельством, что династия аббасидов сменила своих предшественников — омейядов — подняв народ на борьбу за попранные права имамов (а) из числа Ахли-ль-Бейт (а). Однако, придя к власти, аббасиды отказались уступить трон истинным, Богом назначенным имамам (а), хотя, конечно же, им было не под силу отобрать у них величайший духовный авторитет среди искренне верующих мусульман. И если само по себе чрезвычайное властолюбие аббасидов являлось достаточным свидетельством преобладания мирских интересов над верой, то покушение на жизнь Непорочного имама своего времени уже говорило о гораздо худшем — об отсутствии веры во Всевышнего как таковой, поскольку покушающийся на кровь и плоть Пророка Ислама (с) подобен тому, кто покушается на жизнь самого Посланника Аллаха (с), а такой человек фактически объявляет открытую войну Всевышнему Богу.

Тем не менее, за отпущенную ему Всевышним недолгую жизнь, имам Аль-Джавад (а) успел оставить в народной памяти немало чудес, свидетельствовавших о величии Творца, немало мудрых изречений и примеров личного мужества и терпения. Он также успел назначить своего преемника и передать в своем бессмертном роду по наследству живой свет чистой правды и справедливости.

Имея перед глазами подобный живой пример, каждый из нас, сколь бы молод ни был, уже не вправе говорить себе: «я буду думать о своих успехах позже, сейчас я молод и еще слишком рано». И также не вправе говорить он: «для своих лет я сделал в жизни достаточно». Каковы бы ни были его достижения, в какое сравнение их можно поставить с величием подвига имама Джавада (а)?

Таким образом, волею Всевышнего короткий век имама Мухаммада Ат-Таки Аль-Джавада (а) сам по себе стал вершиной сокровищницы его личных подвигов и чудес и знамением перед лицом грядущих поколений, что козни врагов Всевышнего, сколь бы ни были они изощренны, обернутся против них самих, а Истина непременно восторжествует.

1«Кафи» том 1 стр. 322, «Иршад» Муфид стр. 299 (цитата в русском переводе дана на odlar-yurdu.ru )

2 «Кафи» том 1 стр. 321  (цитата по тому же источнику)

3Тафсир Айяши том 1 стр. 319, «Бихар» том 50 стр. 5 (цитата по тому же источнику)

Тарас Черниенко

shia.spb.ru