Имам Садык (а) - знаменосец науки и фикха

Сегодня - годовщина мученической смерти великого человека, чьи научные, культурные и религиозные усилия можно назвать поворотным пунктом в истории исламской религии после кончины Пророка Мухаммада (с). Шестой имам мусульман его светлость Джафар Садык (а) скончался в 148 году по лунной хиджре в 65-летнем возрасте. 

С тем, чтобы составить себе верное представление о важности усилий имама Садыка (а), следует правильно представить ситуацию того времени. Шестой имам в ходе 34-летнего религиозного руководства был современником пяти Омеядских и двух Аббасидских халифов. Его две важнейшие задачи заключались в борьбе с угнетательской властью и создании предпосылок научно-культурной революции с тем, чтобы познакомить людей с подлинными и просветительскими идеями ислама. На самом деле имам пытался очистить исламскую религию от суеверий.

В условиях продолжавшейся борьбы за власть между Омеядами и Аббасидами, когда у них не было времени подвергать гонениям семейство Пророка, имам Садык (а) получил подходящую возможность для реализации своих культурных и религиозных замыслов. Имам жил в то время, когда люди проявляли большой энтузиазм к науке и прежде всего к философии, медицине, фикху, хадисам, комментарию Корана и т.д.

С другой стороны, настал момент столкновения различных религий и сект и исламское общество подвергалось натиску со стороны чужеродных убеждений. В те времена как друзья, так и недруги имама получили уникальную возможность благодаря ему утолить свою жажду в знаниях.

Из-за некомпетентности Аббасидских халифов в управлении делами и их отхода от принципов исламского учения в мусульманском обществе царил хаос, распространялись кощунственные идеи. Аббасидские халифы, как и Омеяды, использовали религиозные понятия ради реализации своих корыстных целей. Все это свидетельствует о сложности миссии шестого имама, которому удалось привести в порядок разобщенные исламские убеждения, устранить неясности и научными методами прокомментировать коранические науки и исламские знания. Он воспитал таких известных ученых, как Джабир ибн Хайан, Хишам Ибн Хакам и Мухаммад ибн Муслим. Число учеников шестого имама достигало четырех тысяч человек. Некоторые из них составили уникальные научные работы. Например, перу Хишама ибн Хакама принадлежит 31 книга. Джабир Ибн Хайан, в свою очередь, написал более 200 книг, большинство которых в средние века были переведены на европейские языки. Другой ученик имама Садыка (а) Муфаззал написал книгу под названием "Таухид Муфаззала". Наверное вам будет интересно узнать историю написания этой книги.

Сам Муфаззал рассказывает: "Однажды вечером я сидя в мечети Медины размышлял о величии Всевышнего Создателя. Пришел неверный, Ибн Аби аль-Ауджа, и завязал разговор со своим другом на тему творения мира и в конечном счете они отрицали наличие Творца. Я был крайне разгневан и сказал: "О, Ибн Аби аль-Ауджа! О, враг божий! Ты отрицаешь Создателя, сотворившего тебя наилучшим образом? Приди в себя, чтобы заметить в себе признаки наличия Всемогущего Творца". Тот удивившись, заметил: "О, Муфаззал! Ты - соратник Джафара ибн Мухаммада Садыка (а), который неоднократно слышал наши суждения, но никогда не опровергал нас. Он терпелив и солиден и никогда не позволяет гневу овладеть им. Он слушает наши слова внимательно и отрицает их логично и убедительно". Я был крайне огорчен, услышав эти слова. Тогда обратился к имаму Садыку (а) и рассказал ему о случившемся. В ответ он рассказал мне о сотворении Вселенной, живых существах, в частности о человеке, о целях сотворения с тем, чтобы у верующих укрепилась вера, а неверные были повержены в изумление".

Рассказывают, что Муфаззал четыре дня провел у имама, затем все услышанное собрал в книге под названием "Таухид Муфаззала".

В одном месте он со ссылкой на имама Садыка (а) отмечает: "О, Муфаззал! Размышляй о том, почему мягкий мозг помещен в черепе, разве не для того, чтобы быть защищенным? Почему кровь течет в жилах? Разве не для того, чтобы быть защищена?" Таким образом, имам задавал много вопросов и давал на них ответы с тем, чтобы ознакомить его с многочисленными благами, не оказавшимися в поле зрения человека. Книга "Таухид Муфаззал" содержит много интересных моментов о творении.

Глава суннитского мазхаба Ханафи, известный мыслитель и ученый Абу Ханифа, в свою очередь, приводит интересные истории об имаме Садыке (а). Аббасидский халиф Мансур, которого крайне замучило величие имама, однажды рекомендовал Абу Ханифе в ходе сложного научного диспута дискредитировать его. Абу Ханифа рассказывает, что он подготовил 40 сложных вопросов и однажды в присутствии Мансура задал их имаму. По его словам, имам Садык (а) в ответ изложил не только свое, но и мнение приверженцев различных сект. "Таким образом, он ответил на все 40 вопросов с такой проницательностью, что я был вынужден признать, что никогда в жизни не встречал человека мудрее его. Я два года был его учеником и если бы не эти два года, я остался бы невежественным", - отмечает Абу Ханифа.

Глава суннитского толка Малики Малик ибн Анас, который многие годы был учеником имама, отмечает, что на его устах всегда была мягкая улыбка, с его уст никогда не сходили напрасные слова, он был очень богобоязненным.

Его светлость Садык (а) боролся с угнетателями таким мощным оружием, как наука. Он изрек: "Тот, кто хвалит притеснителя и стоит перед ним на коленях с тем, чтобы извлечь пользу, несомненно, с ним попадет в ад".

Аббасидский халиф Мансур различными способами пытался дискредитировать имама, однако каждый раз потерпел неудачу. Иногда он лицемерно пытался приблизиться к имаму. Однажды он в письме, адресованном имаму, призвал его дать некоторые советы. В ответ имам изволил сказать, что думающий о загробной жизни человек, не дает советы такому человеку, как Мансур.

Рассказывают, что шестой имам был очень скромным. Бедные люди свободно обращались к нему со своими просьбами.

Благодаря постоянному общению с народом повышался уровень политической и социологической сознательности мусульман, что, конечно, не давало покоя аббасидским халифам. Этого не мог терпеть халиф Мансур, который подготовив заговор, отравил имама, который пал мученической смертью.

Выражая соболезнования всем, кто в глубине сердца питает любовь к непорочному семейству Пророка, приведем  некоторые изречения имама Садыка (а).

"Мы не заступимся за того, кто не придает намазу должного значения".

"Самый любимый среди моих друзей - тот, кто напоминает мне о моих пороках".

"Нехаляльное имущество уменьшит удел, приведет к нищете и дурному настроению".

tebyan.net