Имам Али ибн Абу Талиб (а)

Предисловие

Мы поведём речь о человеке, который был избран Аллахом среди других людей. Эта личность, которую невозможно описать, его качества превосходят все видимые рамки человеческого понимания. Этот человек превыше того, чтобы мы могли до конца понять его высокую духовность. Он тот, кто открылся пред людьми удивительными качествами. Его жизнь совершенно не похожа на жизнь других людей. Это был человек, в котором сочеталось величие и снисходительность, доброта и справедливость, аскетизм и невероятная отвага.

Рождение

 …Мы с Аббас ибн Абд аль Муталлибом и группой людей сидели около Каабы. К Каабе подошла Фатима дочь Асада и, встав напротив священного дома, обратилась к Аллаху со словами: «Господи! Я уверовала в Тебя, Твоих Пророков и небесные книги, которые Ты ниспослал. Я признаю слова моего предка Ибрахима, построившего по Твоему приказу основы этого храма. О, Всевышний! Ради Ибрахима и этого ребёнка, которого я вынашиваю в своём чреве, облегчи мне мои роды!» Тут произошло чудо! Неожиданно для нас одна из стен священной Каабы открылась. Фатима бинт Асад вошла в священный дом, после чего стена вновь приняла прежний вид. Мы вскочили со своих мест, изумлённые и поражённые увиденным зрелищем. Подойдя к тому месту, мы тщетно пытались открыть расколовшуюся стену, которая на наших глазах скрыла женщину. Тогда мы поняли, что в этом была какая-то божественная мудрость, которую мы не в состоянии постичь.

Через четыре дня эта женщина вышла из Каабы, держа на руках младенца. Фатима дочь Асада сказала, что ей приказано назвать сына Али. Это событие произошло в пятницу тринадцатого числа месяца раджаб в тридцатом году Амуль Филь (год слона или двадцать три года до лунной хиджры).

 Ребёнок, воспитывавшийся у Посланника Аллаха (с)

Его светлость имам Али (а) так вспоминает о своём детстве: «Когда я был ребёнком, Посланник Аллаха брал меня к себе на руки, прижимал к груди, разжевывал еду и давал её мне. Он вдыхал в меня свой божественный запах. В моих речах, делах и поведении Посланник Аллаха (с) никогда не замечал ошибок. С младенчества Всевышний Аллах приставил к Пророку одного из великих ангелов, который везде и всегда сопровождал и предохранял его от ошибок. Я же следовал во всём Пророку, подобно младенцу, следовавшему во всём своей матери. Посланник Аллаха (с) приказывал мне следовать во всём ему, а также принимать и руководствоваться его поведением и действиями. Он каждый год направлялся на гору Хира и уединялся там, и тогда никто, кроме меня, не видел его. В то время свет исламской религии еще не вошёл в дома арабов. Только Пророк, его супруга Хадиджа и я были теми, кто принял Ислам. Я видел свет божественного откровения, чувствовал запах пророчества».

В течение трёх лет после начала пророческой миссии Посланник Аллаха (с) по указу Аллаха призывал людей к Исламу тайно. В этот период только небольшое число людей приняло Ислам, и первым среди мужчин былАли (а).

Когда был ниспослан аят «Призывай свою ближайшую родню», Али (а) по приказу Посланника Аллаха (с) пригласил в гости сорок человек из родственников, среди которых были Абу Лахаб, Аббас, Хамза. Приготовленной еды оказалось мало, но по воле Аллаха угощения хватило на всех. Однако в тот вечер Пророку не удалось осуществить призыв к Исламу из-за вмешательства Абу Лахаба.  Все покинули собрание, так и не выслушав речи Пророка. На следующий день Посланник Аллаха (с) снова пригласил родственников, и сразу же после еды начал свою речь: «О, дети Абд аль Муталлиба! Среди всех арабов вы не найдёте никого, кто мог бы принести что-либо подобное тому, что принёс вам я. Я принёс вам счастье и добро в этом и ином мире.

Всевышний Аллах дал мне приказ призвать вас к Нему. Кто же из вас готов помогать мне на этом пути, и быть моим братом, заместителем и халифом?» Посланник Аллаха (с) три раза повторил эту фразу, и все три раза только Али (а) поднимался с места и выказывал свою готовность. Тогда Пророк (с), указав на Али (а), сказал: «Это мой брат, заместитель и халиф среди вас после меня. Слушайтесь и повинуйтесь ему во всём».

 Али (а) в ночь переселения Посланника Аллаха (с)

После начала открытой проповеди Ислама язычники ещё больше насторожились. В Пророке и его призывах к Исламу они видели большую опасность для себя. Поэтому курайшиты, собравшись в месте под названием «Дар ан-надва», решили убить Мухаммада (с). По их замыслу из каждого племени они решили выбрать по одному человеку. Эти люди, собравшись вместе, должны были атаковать дом Пророка и убить его.

Всевышний Аллах осведомил Пророка о заговоре врагов и велел в тайне покинуть Мекку. Пророк сообщил Али (а) о приказе Аллаха покинуть Мекку и велел ему остаться у него в доме, чтобы враги не догадались об отсутствии Мухаммада (с). Али (а), жертвуя своей жизнью, спас жизнь Пророка от опасности. По этому поводу Всевышний Аллах ниспослал аят: «А среди людей есть такой, который покупает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха, а Аллах кроток к рабам».

Глубокой ночью заговорщики с мечами в руках окружили дом Пророка. Посланник Аллаха (с), читая аят суры «Ясин», вышел из дома и незаметно для врагов покинул Мекку, направившись к горе Сур. Враги ворвались в дом и столкнулись лицом к лицу с его светлостью имамом Али. Удивлённые тем, что не застали Мухаммада (с), разгневанные враги, схватив Али (а), повели его к Каабе. Продержав некоторое время, они вынуждены были отпустить его.

Надёжная опора для Пророка

Ещё до пророческой миссии все знающие Мухаммада (с) арабы считали его самым честным и надёжным человеком, у которого можно было оставлять на хранение любую ценную вещь.

Когда же Посланник Аллаха (с) вынужден был совершить переселение, в Мекке для него не было человека надежней, чем Али (а). Именно поэтому он поручил ему раздать все вещи, вверенные ему на хранение, а также сопроводить женщин свою мать Фатиму бинт Асад, её светлость Фатиму Захру (с) и Фатиму дочь Зубайра в Ясриб (Медину). Выполнив поручение Посланника Аллаха (с), его светлость имам Али (а) покинул Мекку. Однако им преградили путь восемь неверных мекканцев, которые пытались вернуть их в назад. Тогда Али (а) вступил с ними в бой, и мекканские язычники в панике разбежались. Имам Али (а) благополучно прибыл в Кубу, где его ожидал Пророк, и вместе они направились в Медину.

Али (а) и борьба на пути Аллаха

Ислам это религия мира и душевного спокойствия. Ислам противостоит несправедливости и насилию. Того, кто умышленно убьёт мусульманина, ждёт сильное наказание в потустороннем мире. Ислам является мировой и универсальной религией, охватывающей все аспекты человеческой жизни. Человечество жаждет истины, поэтому Ислам нуждается в людях, которые могли бы донести исламскую доктрину другим. К сожалению, ещё в ранний период Ислама были люди, преследовавшие свою выгоду, и в принятии и распространении Ислама они видели большую опасность своим интересам.

Именно поэтому они боролись против мусульман. Здесь Ислам открыто призвал своих последователей к джихаду против тех, кто открыто враждует с Исламом. Кроме того, простая человеческая логика предполагает защиту в случае серьёзной опасности, поэтому защита и заранее подготовленная программа от внезапного нападения врагов, является основой исламского джихада. Разум и сама природа человека предполагает и указывает именно на этот важный момент. Все войны, которые вёл Посланник Аллаха (с) , были исключительно оборонительного характера. Имам Али (а) участвовал практически во всех этих сражениях. Он сражался отважно, и часто в одиночку рассеивал врагов. Будучи знаменосцем Посланника Аллаха (с), в отваге он был подобен льву. Имам носил кольчугу, которая  защищала его грудь, спина же была не защищена, потому что он никогда не показывал спину врагу. Его точный удар мечём, нёс неминуемую смерть. После одного удара уже не было необходимости в повторном ударе.

Давайте же рассмотрим некоторые из сражений, в которых участвовал имам Али (а).

Али (а) в битве Хандак

В то страшное время враги из различных групп объединились, чтобы атаковать город Медину и покончить раз и навсегда с исламской религией. Его светлость Посланник Аллаха (с), используя сноровку Салмана Фарси, приказал выкопать вокруг Медины глубокий ров.

Когда же две противоположные силы встали друг против друга, среди врагов вперёд выступил богатырь Амр ибн Абдовад, славившийся своей необычной силой и отвагой. Читая раджаз, он вызывал мусульман на поединок. Тогда вперёд выступил Али (а), но Амр, увидев перед собой юношу, сказал: «Я не хочу убивать тебя, вернись!»

- Ты заключил завет со своими богами, что если кто-либо из племени Курайш обратится к тебе с двумя просьбами, ты обязательно выполнишь одну из них. Не так ли? – возразил Али (а).

- Да, какая же у тебя просьба?

- Прими Ислам, обратись к Аллаху и Его Пророку.

- Я не нуждаюсь в этом.

- Тогда будь готов к сражению!

- Вернись, между мной и твоим отцом была дружба, поэтому я не хочу убивать тебя.

- Клянусь Аллахом, пока ты не встанешь на истинный путь, я желаю убить тебя.

Тогда Амр ибн Абдовад сошёл с лошади и атаковал имама Али (а), но его светлость отвёл удар, и тут же нанёс ответный, от которого богатырь упал замертво. Увидев это зрелище, язычники в страхе бросились бежать. Имам Али (а) вернулся с победой. Тогда Посланник Аллаха (с) сказал ему: «О, Али! Если сравнить твоё сегодняшнее сражение с добрыми деяниями всей моей уммы, совершённый тобой поступок перевесил все добрые дела мусульман вместе взятых, ибо отныне не осталось ни одного следа от неверных, разве что их униженность и слабость. Положение мусульман с этого дня возвеличится».

Битва Хайбар

Его светлость Посланник Аллаха (с) направился к местности Хайбар, где проживали иудеи. В этом сражении имам Али (а) не мог участвовать, т.к. у него болели глаза. Пророк послал Абу Бакра с отрядом из мухаджиров к крепости, в которой укрепились иудеи, но Абу Бакр не добился победы и вынужден был вернуться. На следующий день Посланник Аллаха (с) отправил Умара ибн Хаттаба с отрядом, но тот, подобно Абу Бакру не взял крепость. Кроме того, Умар устрашал мусульман плохими последствиями от дальнейшего противостояния с иудеями.

Тогда Посланник Аллаха (с) сказал: «Это знамя не принадлежало им, позовите Али». Ему сказали, что у Али (а) болят глаза. Посланник Аллаха (с) велел: «Приведите его! Он человек, которого любит Аллах и Его Посланник, и он любит Аллаха и Его Посланника».

Когда его привели, Пророк обратился к нему со словами: «О, Али, что у тебя болит?»

- Глаза, - ответил он.

Посланник Аллаха обратился к Всевышнему с мольбой, затем провёл рукой по его глазам и они исцелились. Посланник Аллаха (с) дал белое знамя в руки имама Али (а), сказав: «Ангел Джабраил вместе с тобой и ты вернёшься с победой. Аллах навёл в их сердца страх. Знай, они ведают из своих книг о том, что имя человека, который победит их Айлия (Али). Поэтому, когда достигнешь крепости, в которой они укрепились, скажи им своё имя. По воле Аллаха они будут унижены».

Его светлость имам Али (а) вышел на поле сражения и встретился один на один с иудеем Мархабом. Он пытался препятствовать имаму Али (а), и тут же был повержен им. Иудеи поспешно спрятались в крепости, закрыв за собой крепостные ворота. Его светлостьимам Али (а) подошёл к тяжелым вратам, которые с трудом закрывали двадцать человек, и сорвал их. Затем имам бросил эти врата так, что они перекрыли собой ров, препятствующий мусульманам атаковать иудейскую крепость. Мусульмане же, используя эти врата, перешли на другую сторону рва и атаковали крепость.

Знания имама Али (а)

Ибн Аббас приводит предание, что Пророк говорил:

«Али самый знающий человек в моей умме, и мудрее всех в судействе».

Также Посланник Аллаха (с) сказал:

«Я город знаний, а Али - его врата. Всякий, кто жаждет знаний, должен обратиться кАли».

Ибн Мансур говорит: «Посланник Аллаха приказал позвать имама Али. Он пришёл, и они уединились. Когда Аливышел от Пророка, у него спросили: «Что сказал тебе Посланник Аллаха?» Имам ответил: «Пророк открыл для меня тысячи дверей знаний, каждая из которых открывает тысячу других».

Как-то его светлость имам Али (а) на одной из своих проповедей сказал: «О, люди! Спрашивайте меня, пока я среди вас. Спрашивайте, потому что знания прошлого и будущего подле меня. Клянусь Аллахом! Если бы у меня было в руках право судейства над всеми людьми, то иудеев судил бы согласно их книге, христиан - согласно Евангелие, последователей псалмов Дауда - их книге, а последователей священного Корана - согласно Корану. Клянусь Аллахом, что я лучше вас всех знаю Коран и его толкование!» Затем имам Али снова повторил: «Спрашивайте меня, пока я не покинул вас. Если вы будете спрашивать меня о каждом аяте священного Корана, я точно дам вам ответ на все ваши вопросы. Начиная от времени ниспослания аята, о ком или о чём был ниспослан тот или иной аят. Я сообщу вам об аятах насих и мансух, о частных или общих сведениях, о повторяющихся (схожих) аятах, а также о мекканских или мединских сурах».

Его светлость Посланник Аллаха (с) на основании всех достоинств Али (с), имел непосредственно указ от Всевышнего Аллаха назначить имама Али (а) своим заместителем и предводителем мусульман после себя. Именно поэтому, используя любую возможность, он неоднократно указывал на то, что руководителем мусульман должен быть Али ибн Абу Талиб (а). Так, в день «Гадир Хум» Посланник Аллаха (с) назначил после себя Али (а) своим заместителем. Это событие произошло в десятом году по хиджре, когда Посланник Аллаха посетил Мекку для совершения последнего хаджа. В этом паломничестве Пророка сопровождали более ста двадцати тысяч человек.

После завершения паломничества караван паломников покинул священную Мекку. Восемнадцатого числа месяца зульхиджи мусульмане достигли местности Гадир Хум. Наступил полдень, и все собрались для чтения коллективной молитвы. По окончании молитвы люди по приказу Пророка выстроили из сёдел верблюдов высокую трибуну, чтобы, когда Посланник Аллаха (с) произносил речь, его можно было видеть из отдалённых рядов. Посланник Аллаха (с) в начале речи вознёс хвалу Аллаху, затем сказал: «Завтра я и вы будем отвечать пред Аллахом, что вы скажете?» Люди ответили: «Мы свидетельствуем, что Вы призывали нас к Аллаху и на этом пути приложили много сил. Да воздаст Вам Аллах прекрасным воздаянием!

Свидетельствуете ли вы о том, что ваш Бог Един, и что Мухаммад раб и Посланник Его? О том, что Ад и Рай, смерть и воскресение - истина?

- Мы свидетельствуем, что это так.

Тогда Посланник Аллаха (с) сказал:

- О, люди! Я встречу вас у источника Каусар. Будьте же внимательны, я оставляю среди вас две ценные вещи. Как вы отнесётесь к ним после меня?

- Что это за ценные вещи, о, Посланник Аллаха?

- Книга Аллаха и моё семейство Ахл аль Байт. Всевышний Аллах сообщил мне, что они не разделятся друг от друга. Не обгоняйте и не отставайте от них, не то погибните!

Затем Посланник Аллаха (с) призвал к себе Али (а), и вновь обратившись к людям, сказал:

- О, люди! Кто ближе к вам вас самих?

- Аллах и его Посланник лучше знают! - отвечали люди. Посланник Аллаха (с) сказал: «Аллах - мой покровитель, я же покровитель каждого верующего. Я ближе к правоверным, нежели они сами к себе. Кому я покровитель, тому Али покровитель». Затем он возвёл руки к небу с мольбой: «О, Аллах! Люби того, кто любит Али, враждуй с тем, кто враждует с ним. Помогай тому, кто помогает ему и унизь того, кто попытается унизить его. Пусть каждый из вас донесёт мою речь отсутствующим».

Не успели люди разойтись, как был ниспослан следующий аят: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился Исламом как религией для вас».

tebyan.net