Львята халифата: как ИГИЛ вербует юных последователей

В начале февраля террористическая группировка ИГИЛ (арабское название — ДАИШ, запрещена на территории РФ) выпустила видео, в котором показаны два завербованных боевиками мальчика-езида, заявляющие о готовности стать террористами-смертниками, а затем непосредственно совершающие атаку. Перевод материала под названием ISIS Cubs… a Ticking Time-Bomb издания Asharq Al-Awsat представляет Федеральное агентство новостей.

Видео проливает свет на текущую кадровую политику ИГ — усиление вербовки детей. Подобные действия осуществлялись и ранее, однако в последнее время они достигли беспрецедентных масштабов. Причиной тому послужило начало операции по освобождению Мосула.

На видео два езида объясняют, как они приняли ислам, и рассказывают о своей боевой подготовке и указаниях, полученных от экстремистов. На одном из иракских интернет-ресурсов отмечается, что один из двух детей, взявший себе псевдоним Амджад, утверждает, что вера езидов является путем к дьяволу и является невежеством и язычеством.

Оба ребенка прошли курс пропаганды в специальных «институтах ИГИЛ», прежде чем были перемещены в тренировочный лагерь в Сирии, где они подтвердили свою верность и послушание местным лидерам. На видеозаписи дети стоят с группой террористов-смертников, а на следующих кадрах они уже на автомобилях, груженных взрывчаткой, которые и стали средством осуществления террористической атаки.

По данным Сирийского центра прав человека, с начала операции в Мосуле в западной части Ирака только в октябре в боях погибло 300 сирийских детей, завербованных ИГИЛ. В докладе, опубликованном американским Центром по борьбе с терроризмом в Вест-Пойнте, указывается, что вербовка детей резко увеличилась в период с 2015 по 2016 годы. По статистическим данным, с 1 января 2015-го по 31 января 2016 года ИГ потеряло 89 человек из числа своих малолетних последователей. При этом 51% этих детей были убиты в Ираке, а 36% — в Сирии, в то время как остальные погибли в Ливии, Йемене и Нигерии.

На основе фотографий, распространенных самой группировкой, был сделан вывод, что 60% «львят халифата» составляют дети, 34% — подростки, а 6% — молодежь предподросткового возраста. Что касается национального состава, то 31% из них сирийцы, 25% — смешанные жители Сирии и Ирака, а 11% — чистокровные иракцы. Остальные 33% — дети из Йемена, Саудовской Аравии, Туниса, Ливии, Великобритании, Франции, Австралии и Нигерии.

Согласно исследованиям контртеррористического центра, из 89 зафиксированных случаев смерти «львят халифата» 39% умерли после взрывов «шахид-мобилей», 33% — во время боев, 6% — осуществляя пропагандистскую деятельность, а 4% —  при взрыве бомбы, закрепленной на своем теле, при атаке на гражданских лиц. Оставшиеся 18% погибли во время спецопераций, в ходе которых они сначала использовали легкое оружие, а затем совершали самоубийства с помощью гранат.

Результаты исследования, проведенного доктором Джейкобом Олидортом из Вашингтонского института ближневосточной политики, указывают на то, что усилия ИГИЛ по насаждению среди детей своей идеологии способствуют формированию большей верности боевикам со стороны подрастающего поколения. По данным Олидорта, учебный план ИГИЛ можно разделить на две части. Первая охватывает традиционные темы, связанные с изучением религиозных вопросов (чтение Корана, хадисов, основные положения мусульманской идеологии, юриспруденции, веры). А вот вторая часть включает в себя такие аспекты, как физическая подготовка, изучение истории, географии, математики, которые для создания исламского характера группировки являются второстепенными.

В мире ИГИЛ в учебниках резко осуждаются ценности западных демократических обществ, объясняются «различия» между верующими и неверующими, а также мусульманами, которые поддерживают Запад, и теми из них, кто выступает против группировки. Организация использует эти книги для оправдания своих насильственных действий и подчеркивания важности убийства как возможного средства для достижения религиозных целей. Исследование также показало, как именно ИГИЛ использует книги, чтобы исказить детский взгляд на мир. В учебниках, созданных террористами, подчеркиваются обязанности религиозных лидеров и важность борьбы с мусульманами, которые не подчиняются шариату.

В своем исследовании Олидорт отмечает, что самым первым шагом политики ИГИЛ по отношению к воспитанию детей является всяческое поощрение доносительства, то есть детей призывают сообщать о высказываниях против террористической группировки и любых действиях своих родных и друзей, которые нарушали бы установленные ИГ законы.

В июле 2015 года газета Daily Mail сообщила, что ИГ опубликовало видео, на котором группа детей, одетых в военную одежду, расстреляла 25 солдат сирийской армии в Пальмире. После этого видео в Сети появились еще три ролика, на которых дети учились брать пленников, устраивать засады и обращаться с холодным оружием.

Террористы ИГИЛ привлекают к себе детей в школах, предлагая им конфеты и игрушки, а затем приступают к их идеологической обработке. Взятый в плен последователь ИГИЛ признался, что вступил в организацию в возрасте 14 лет и провел в рядах исламистов семь лет. Он также завил, что за эти годы изнасиловал 200 женщин и убил около 500 человек.

Из-за подобных случаев звучат призывы подготовить специальные программы реинтеграции в общество детей, выросших в условиях террора и пропаганды ИГИЛ. Центры реабилитации детей, ставших жертвами вербовки террористов, являются необходимостью в государствах, опустошенных войнами под эгидой исламизма. Такими, какие проходят сейчас в Сирии и Ираке.

Алексей Громов

riafan.ru