Истины дня Мубахиле

В числе деяний, совершаемых в месяц Зульхиджа, важное место занимают те, которые относятся ко дню Мубахиле. По своему значению и философии этот день занимает очень важное место в истории Ислама. Ибо этот день, с одной стороны, знаменуется признанием Ислама, как религии, а с другой – является феноменом, который в значительной степени помогает человечеству познать Ахли-Бейт (а) и сделать выбор в сторону истины.

Делегация из Наджрана

«Мубахиле» - это понятие, которое в арабской лексике означает «послание взаимных проклятий». И историческое событие, получившее данное название, связано непосредственно с миссией Святейшего Пророка (с) – призывать людей на праведный путь. Так, в определенное время Святейший Пророк (с) призвал христиан, живущих в местности Наджран, к Исламу. Но они разными отговорками уклонялись принять его приглашение. Но вскоре произошли некие события, которые быстро распространившись, способствовали принятию миллионами людей слова истины.

А произошло событие так. Наджран – это название поселения на границе с Йеменом. Жители Наджрана были христианами. И Святейший Пророк (с) послал к ним своих послов с тем, чтобы те рассказали народу о его божественной миссии и призвали к Исламу. Проповедники, посланные Пророком (с) в Наджран, исправно выполнили свою миссию и послужили посредниками в том, что множество жителей Наджрана приняло Ислам. Но среди наджранцев была и большая группа людей, которая не вняла этому призыву. Святейший Пророк (с) написал им письмо, в котором провозглашал Ислам истинной и последней из религий. Ибо наш Святейший Пророк (с) было послан не только одному народу, или стране. Он был наделен миссией, призвать все человечество к истинному пути.

В ответ на письмо Пророка (с) христиане Наджрана, отправили делегацию к нашему Святейшему Пророку (с). Делегация состояла из 14 человек и во главе ее были трое влиятельных христианских священника.

Пример пророка Адама (а)

Делегация прибывает в Медину и отправляется на встречу со Святейшим Пророком (с). В ответ на их вопросы относительно сути Ислама, Святейший Пророк (с) глаголет, что суть его призыва заключается в призыве к единобожию, то есть он призывает людей принятию истины о том, что нет бога, кроме единого Аллаха, и что он является Его посланником. В ответ на приглашение нашего Пророка (с) наджраниты пожелали узнать его мнение относительно Святейшего Исы (а). Святейший Пророк (с) возвестил, что Иса, сын Марьям (а) – является посланником Аллаха, пророком Господа Миров. И Святейший Иса (а) является служителем Всевышнего и сотворен Всевеликим Творцом.

Но христиане Наджрана не приняли этой истины и заявили, что поскольку Иса был рожден без отца, они считают его (упаси Аллах!) сыном Господа. В этот миг Пророку (с) снизошел аят: “Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник… (… оба из них, по воле Всевышнего, появились на свет без участия отца. И если подобное доказывает то, что оный является божеством, то каждый из них должен считаться оным)». (сура "Али-Имран", аят 59). То есть Всевышний привел в этот мир Ису (а) без отца так же, как он сотворил без отца и матери Святейшего Адама (а). И если рождение на свет без участия отца означает то, что оный является богом, то почему тогда это должно считаться таковым только в отношении Исы (а)? Почему это не относить также и Адаму (а)?

Предложение совершить Мубахиле

Но наджранская делегация не приняла этой логики. Точнее говоря, не захотела ее принять. Ибо это переворачивало все их мировоззрение и наделяло их ответственностью провести изыскания в собственных убеждениях. Конечно, даже если кто-то - по разумению Всевышнего! - появляется на свет уникальным образом, разве это может быть показателем того, что он сам является Богом?! Наджранские христиане не захотели принять этой простой логики. Правда, они сказали, что якобы принимают Ислам. Но Святейший Пророк (с) заявил им, что они не уверовали по-настоящему. Ислам – это религия, главнейшим из условий принятия которого является принятие сердцем. Тогда наджранские христиане открыто отказались принимать Ислам. И выдвинули встречное предложение. Они предложили, встретиться в определенном месте и в определенное время, и возвести взаимные проклятия, дабы истина отделилась ото лжи, то есть выяснилось, кто прав, а кто нет. В это время Пророку Ислама (с) был послан аят: «Тому, кто станет препираться с тобой о нем после того, что к тебе явилось знание, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих (то есть тех, кого мы считаем как самих себя) и вас самих, а затем предадим проклятию друг друга, таким образом, осыплем проклятиями от Всевышнего лжецов»» (сура «Али-Имран», аят 61).

И здесь раскрывается очень тонкий, но чрезвычайно важный момент: интересно, кого же Святейший Пророк (с) подразумевает под словами «своих сыновей», «своих женщин» и «самих себя», кого он возьмет на эту ответственную встречу?

Христиане из Наджрана соглашаются со справедливостью данного предложения и, определив время и место встречи, удаляются, чтобы подготовиться к ней.

С кем он придет?

Наступает вечер. Делегация созывает совет, чтобы обсудить завтрашний день. Ее руководители приходит к заключению, что если завтра этот самый человек, который заявляет о своем пророчестве и пришествии с новой верой, прибудет со своими приближенными (сахабе), значит, он – не настоящий пророк. Но если он придет на встречу со своими домочадцами, значит, его утверждения истинны и мы не должны идти наперекор. Ибо тогда наше упорство обернется дурными последствиями. Ведь если он привлечет домочадцев на это дело и будет готов на то, чтобы пожертвовать ими, на то, чтобы их настигла Божья кара, значит, он – истинный пророк и его утверждения истинны. Это будет свидетельствовать о том, что он уверен в своих утверждениях и Божья кара не повергнет его.

С этими мыслями наджраниты встречают утро и отправляются в место, где должна будет произойти встреча и взаимное проклинание. Когда они доходят до назначенного места, то видят Пророка (с), также приближающегося к месту встрече и несущего на своих руках младенца. Еще одного малыша он ведет за руку. А за ним следуют два светозарных человека – мужчина с женщиной.

Христиане замечают на лице этих людей особую одухотворенность, величие и достоинство. Те приближались к месту назначения с особым духом.

Наджраниты слышат, как Святейший Пророк (с) обратился к своим близким и сказал: «Всякий раз, как я произнесу какое проклятие, вы говорите: «Аминь!»».

Христианская делегация спрашивает у жителей Медины, которые также приходят, чтобы наблюсти сцену взаимных проклинаний, о тех, кто идет рядом с Пророком Мухаммедом (с). И они отвечают, что это – его домочадцы, его Ахли-бейт (а). Дополнительно они поясняют, что-де тот мужчина, полный духовности и божественного света – это Святейший Али (а). Та женщина, также олицетворяющая свет и целомудрие – есть Пресвятая Фатима (с.а.). Малыш, что на руках у Пророка (с) – это его внук Имам Хусейн (а). А тот, которого он ведет за руку – это его старший внук Имам Хасан (а).

Увидев положение дел таковым, глава христианских священников признается: «Я чувствую себя в нескольких шагах от мучений». Эти слова навсегда запечатались в памяти истории. Ибо по сути, это явилось свидетельством тех, кто не признавая статус Святейшего Пророка (с) и его Ахли-Бейта (а), но видя их бесконечную светозарность и духовное состояние, однозначно признали их духовное превосходство. Эти слова – свидетельство тех, кто преклоняется перед этой вершиной божественного света и духовности.

Данное событие произошло на 10-м году от Хиджры 24-го числа месяца Зульхиджа. Оно произошло в вместе, именуемом Месджидуль-иджабе. Святейший Пророк (с) отправился туда со своим Ахли-Бейтом (а). И таким образом, когда христиане Наджрана увидели их, они признались самим себе, что если Святейший Пророк (с) низведет на них проклятие и его домочадцы произнесут «аминь», то им и их роду воистину придет конец. И посему, отказавшись от этой участи, добровольно перешли под эгиду новой веры.

Ниспослание аята Татхир

Да, таким образом, при событии Мубахиле Святейший Пророк (с) взял с собой Имама Хасана и Имама Хусейна (а) в качестве «наших сыновей», Святейшую Фатиму (а) в качестве «наших женщин» и Имама Али (а) как «свою душу и самих себя» и повел на «Мубахилу», пришедшую в аяте. Но прежде, чем отправиться на встречу с наджранитами, Святейший Пророк (с) накинул на свои плечи абаю и, собрав под нее Святейшего Али (а), Святейшую Фатиму (с.а.), Святейших Имама Хасана (а) и Имама Хусейна (а), произнес: «О, Аллах! У каждого пророка был ахли-бейт (а), которые были ему самыми близкими среди людей. О, Аллах, это же мой Ахли-бейт (мои домочадцы). Отдали от них сомнения и грехи. Очисть их от всякого зла/порока».

В это время с небес спустился Святейший архангел Джабраил (а) и принес Божье слово: “Воистину, Всевышний пожелал отдалить от вас – Ахли-бейта всякую скверну и очистить вас полностью (во всех смыслах очищения)». (сура «Ахзаб», 33-й аят).

Событие Мубахиле – это очень важное историческое событие. Тем не менее, польза и авторитетность этого дня не ограничивается только его историческим значением. Еще большее значение оно представляет в плане того, что помогает каждому мусульманину найти путь истины, принесенной Святейшим Пророком (с). Так как, показав людям, кто среди людей для него ближе всех, взяв с собой при выполнении столь важной миссии – доказательства иноверцам своего пророчества – именно свой Ахли-бейт (а), именно и только этих людей, он, по сути, указал человечеству путь, на котором находится истина. Он представил правоверным тех, от кого они должны научиться истине, перенять наследие Святейшего Пророка (с).

Говоря «наших сыновей», Святейший Пророк (с) представляет умме Имамов Хасана и Хусейна (а). В качестве «наших женщин» Святейший Пророк (с) представляет Святейшую Захру (с), как представителя женщин всей уммы. Говоря, «нас самих», «наших душ», Святейший Пророк (с) представляет человечеству Имама Али (а). И наджраниты, завидя свет этих личностей, как бы подтвердили их превосходство и их приближенность Всевышнему.

«Дающие благостыню в состоянии руку…»

24-го числа месяца Зульхиджа произошло и другое значимое событие. В этот день был ниспослан еще один аят, указывающий на превосходство Имама Али (а). В этот день Имам Али (а) совершал намаз в мечети, и в это самое время в мечеть входит нищий и просит подать милостыню. Имам Али (а), пребывая в состоянии руку (поясной поклон), протягивает ему руку и знаком повелевает тому снять кольцо с его пальца. Нищий снимает кольцо. В это время Святейшему Пророку (с) приходит очередное откровение: «Воистину ваши покровители – это только Аллах, Его Посланник (с) и те верующие, которые совершают намаз и отдают закят в состоянии руку». (сура «Маида», 55-й аят).

Ученые обоих течений, опираясь на хадисы, пришедшие в связи с толкованием данного аята, единогласно подтверждают, что единственным примером, соответствующим в истории Ислама данному аяту, в котором верующие упомянуты во множественном числе, является Святейший Имам Али (а) и случай дарения им кольца в состоянии рюку.

Повествуют, что как только Пророку (с) был ниспослан данный аят, он отправился в мечеть. В это время он увидел, как нищий радостно выходит из мечети. Когда он спросил того о причине его радости, нищий указал ему на человека, который совершал намаз, и сказал: «Он протянул мне руку, будучи в состоянии руку, и отдал мне кольцо со своего пальца». Когда Пророк (с) увидел, что тот самый человек – это Али (а), он произнес такбир («Аллаху акбар!») и сказал: «Аят был ниспослан об Али».

Для благословенного 24-го дня месяца Зульхиджа предусмотрено несколько благословенных деяний. В том числе приветствуемое омовение (гусль), орудж (пост), а также двухракатный намаз, в каждом ракате которого после суры «Фатиха» 10 раз читается сура «Ихлас», 10 раз «Аятуль-Курси» и 10 раз сура «Кадр».

Также очень приветствуется читать в этот день молитву «Мубахиле». Очень приветствуется паломничество на благословенную могилу Святейшего Имама Али (а). Те же верующие, которые не могут совершить это паломничество, могут прочитать соответствующую зияратнаме Святейшему Имаму (а).

Помимо этого, в этот день приветствуется раздача милостыни нищим. Конечно же, благостыня – это деяние, которое всегда и везде поощряется Исламом, однако существуют особые дни, в которых благие деяния приобретают особый вес и отзываются многократным воздаянием.

Молим Всевышнего Аллаха, утвердить всех нас в числе осознавших благодать этих дней!

О, Аллах! Не отдели в этом и вечном мирах нас от Святейшего Пророка (с) и его Ахли-бейта (а)!

Укрепи нашу плоть и душу, дабы мы могли стяжать эти благодатные духовные состояния!

О, Всевышний, молим Тебя, ускорь миг явления нашего предводителя – 12-го Имама Святейшего Махди Сахиб-аз-Замана (а) и утверди нас среди тех, кто приближает этот благостный миг! Аминь!

Гаджи Ильгар Ибрагимоглу

deyerler.org