Годовщина события Мубахиля

В конце 9-го года хиджры в Медину прибыла делегация христиан, проживающих в йеменской провинции Наджран, чтобы самим убедиться, действительно ли его светлость Мухаммад (с) является Пророком. Пророк (с) предложил им принять Ислам, заявил, что Пророк Иса (а) – это вовсе не сын Всевышнего, а Его посланник. Однако прибывшие не согласились с ним. В таком случае его светлость предложил Мубахиля, чтобы выяснить, кто же прав. Мубахиля – это молитвы двух сторон, адресованные Аллаху. При этом стороны молят, чтобы Аллах немедленно наслал беду на ту сторону, которая лжет.

Христиане согласились на это. Мубахиля была назначена на завтрашний день, 24-го зульхиджа. Затем христиане посоветовались между собой и решили подождать, с кем же придет Пророк (с). Если он придет со своими сподвижниками, то можно бесстрашно включаться в процесс. Но если он придет с членами семьи и близкими родственниками, то отказаться. Потому что это станет доказательством истинности его пророческой миссии. Настоящий Пророк в такие моменты никогда не поставит перед риском чужих и приведет близких, и именно им доверить свою поддержку.

На завтрашний день Пророк (с) явился в назначенное место с имамом Хусейном (а) на руках и ведя за руку имама Хасана (а). За ним следовали дочь Фатима (с) и его зять имам Али (а). Дойдя до нужного места, Пророк (с) обратился к своему Ахли-бейту: «Я буду молиться, а вы говорите «Аминь». Увидев это, христиане в испуге отказались от Мубахиля. Они попросили прощения у Пророка (с), заключили договор о джизйе (налог) и вернулись на родину.

В связи с этим событием был ниспослан 61-ый аят суры «Али-Имран»:

«Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»

События Мубахиля считается самым ярким примером степени Ахли-бейта. Потому что в таком тяжелом и ответственном деле Пророк (с) положился именно на них. В аяте слово «сыновей» указывает на имама Хасана и Хусейна (а), «женщин» – ее светлость Фатиму, «нас самих» - имама Али (а). То есть в этом аяте имам Али (а) приравнен к самому Пророку (с).

Очень многие известные личности, жившие во времена раннего Ислама, оценивали аят «Мубахиля» как одно из доказательств преимущества Ахли-бейта. В этом плане очень интересен разговор видного сподвижника Сад ибн Абу Ваггаса с Муавией.

Однажды Муавийа призвал к себе Сада ибн Абу Вакаса и спросил: «Почему ты не бранишь Али ибн Абу Талиба?» Сад ответил: «Я вспоминаю слова Посланника Аллаха (с) о нем и не могу бранить его. Однажды, отправляясь в поход, Посланник оставил его вместо себя наместником. Али (а) сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Ты оставляешь меня с детьми и женщинами?» Пророк (с) ответил: «Разве не хочешь, чтобы ты был для меня таким же, как Харун для Мусы? Есть лишь одно исключение: после меня не будет пророков». В день битвы Хейбар я слышал от Пророка (с): «Я отдам знамя тому, кто любит Аллаха и Его Посланника, а Аллах и Посланник любят его». Мы все готовились получить знамя. Но его светлость велел позвать Али. Он пришел, его глаза были больны. Пророк (с) осветил его глаза своей слюней и отдал знамя. А Аллах ниспослал ему победу. Так же, когда был ниспослан аят «Давайте призовем наших сыновей и ваших», Посланник позвал Али, Фатиму, Хасана и Хусейна, и сказал: «О, Аллах! Это моя семья» (Сахих Муслим, хадис 6220).

Очень многие ученые ахли-сунны в своих произведениях описали место, где был ниспослан аят «Мубахиля». Пишут, что количество ученых, отметивших про это события хоть один хадис, превышает 60 человек (Мустадрак, III, 176, хадис 4782; Муснади-Ахмад, V, 185; Усуд-аль-габа, IV, 25-26 и т.д.).

islam.az