Имам Бакир (а) – немеркнущее светило религии

Имам Бакир (а) сказал: «Существует 3 поступка, которые считаются добродетелями в этом и последующем мирах: прощение того, кто совершил притеснение и несправедливость по отношению к тебе; установление повторной дружбы с тем, кто порвал отношения с тобой; и проявление терпения и снисходительности в общении с тем, кто поступает с тобой в силу его невежества».

Первым, кто произнес имя Мухаммада Бакира (а) за много лет до его рождения, был Посланник Аллаха (с). Спустя многие годы после этого, один из сподвижников Пророка (с) по имени Джабир ибн Абдулла Ансари, которому довелось видеть Имама Бакира (а), впоследствии рассказывал людям о мудрости и добродетелях его светлости.

Имам Мухаммад Бакир (а) являл собой неиссякаемый источник мудрости и знаний. Поэтому его светлость был известен, как «Бакир» - то есть «вскрывающий науки». В этой связи высокое положение имама Бакира (а) было восхвалено очень многими исламскими мыслителями.

Один из видных суннитских авторитетов Мухаммад ибн Талхе Шафии пишет:

«Имам Бакир (а) являлся вскрывающим науки. Его слова были наделены глубоким смыслом. Его действия были красивы, а душа – сильна и непорочна. Ему было присуще крайне выраженное благонравие, а свою жизнь он посвятил подчинению приказам Всевышнего. Он был близок к Создателю.

Период имамата имама Бакира (а) был сопряжен с широкомасштабными политическими преобразованиями и переходом власти от династии Омеядов к династии Аббасидов. В это время была создана атмосфера, при которой имам мог, используя сложившиеся условия, осуществить кардинальные преобразования в деле распространения традиционной исламской культуры и знаний.

В этот период политические условия были готовы для расширения исламских пределов и культурных преобразований. Поэтому имам Бакир (а) составил много трудов в области хадисов, религиозных положений и принципов, толковании Корана и истории Ислама, оставив их в наследие человечеству.

Степенность и скромность были отличительными свойствами имама. Его светлость старался изъясняться короткими и содержательными фразами. Ему была свойственна спокойная, размеренная и в то же время убедительная манера выражения. Он никогда не повышал голос при разговоре. Благодаря своей благожелательности и мягкому общению с другими его светлость мог расположить к себе даже своих противников.

Согласно хадисам, однажды некто из жителей Сирии, несмотря на то, что он был противником имама Бакира (а), принял участие на его собрании. Его спросили, для чего он посещает собрания его светлости при таких взглядах и убеждениях. Он ответил: «Единственной причиной моего присутствия на этих собраниях является благонравие и его благая манера повествования. Мухаммад ибн Али (а) излагает свои речи в ясной форме и использует красивые выражения. Поэтому я посещаю его собрания».

Нравственная и идеологическая деградация в обществе времен злостных аббасидских халифов сопровождалась пагубными последствиями, в числе которых были крайности в религиозных убеждениях. Исламское общество не в меру страдало от идеологических паразитов, поскольку в силу мировоззренческих отклонений истина религии оставалась в тени. В таких условиях имам Бакир (а) положил начало важной культурно-идеологической реформе в исламском мире.

Благодаря своему научному и культурному движению, его светлость создал предпосылки для учреждения большого исламского университета, усердствуя для того, чтобы представить искателям истины квинтэссенцию культуры и знаний Ислама. Грандиозные результаты этого научно-культурного движения были проявлены на последующих исторических этапах. В современную эпоху также можно использовать плоды научных усилий имама Бакира (а).

Некоторые полагают, что имам Бакир (а) занимался исключительно научной деятельностью и не предпринял никаких мер для определения судьбы общества и борьбы с его порочными элементами. Но на самом деле это – не так. Жизнь его светлости показывает, что несмотря на то, что имам в тот период занимался передачей людям исламских знаний, однако при любой возможности, соответствующей социальным и политическим условиям общества, его светлость предпринимал новые меры с целью поощрить людей к бдительности, стремлению к справедливости и борьбе с притеснителями. Однажды его светлость изрек: "Боритесь с угнетателями и сеятелями разврата всей душой и сердцем".

Имам Бакир (а) неизменно находился среди народа и был единодушен с ним. При всем его величии и высоком положении он никогда не проявлял высокомерие и заносчивость. Его светлость просто общался с людьми. Величественный облик имама не способствовал тому, чтобы люди чувствовали расстояние между ними и его светлостью. Имам вел себя так, что люди беспрепятственно делились с ним своими проблемами и трудностями.

Имам Бакир (а) распространял в обществе дух благотворительности и взаимопомощи и говорил: «Каждому, кто устранит нужду мусульманина, Всевышний – властитель величия и славы, скажет: «Тебе причитается вознаграждение. Я преподнесу тебе это вознаграждение, коим является ничто иное, как рай»».

Дружба и тёплые отношения приносят бесчисленные плоды и изобилие. Они способствуют социальному росту людей, укрепляя среди них искренность и единодушие. Если в обществе место дружбы займет вражда, это общество вместе с его членами окажется на грани уничтожения. Имам Бакир (а) в этой связи говорит: «Сторонитесь вражды, ибо она губит сердце, вызывая раздор».

Однажды некто пришел к имаму Бакиру (а) и сказал: «О Абу-Джафар, кому ты поклоняешься?» Имам ответил: «Всемогущему Господу». «Видел ли ты Господа?» - снова спросил незнакомец.

Имам (а) ответил:

«Глаза Его не видят, но сердцам, наполненным истиной и верой, Он доступен. Всевышнего узнают по Его приметам. Он – Создатель, не совершающий несправедливости в суждении. Он – единственный Творец Вселенной, и только Он достоин, чтобы его поклонялись».

Поскольку имам Бакир (а), подобно своим предкам из рода Пророка (с), вел борьбу с притеснителями, усердствуя в деле исправления общественных дел, он периодически становился объектом злостных и коварных нападок халифов из рода омеядов. Когда ко власти пришел Хешам ибн Абдуль-Малик, имам Бакир (а) подвергся жесткому контролю и преследованию со стороны халифа. Так что Хешам приказал убить сподвижников и учеников имама.

Имам Бакир (а), подобно немеркнущему светилу, сеял свет в умах людей, открывая им глаза на неправильные процессы, представлявшие собой отклонения от истины. Естественно, что вслед за растущим пониманием и осознанностью народных масс в наибольшей степени стали обличаться скрытые грани антирелигиозной и порочной политики омеядов. Поэтому когда Хешам осознал свое бессилие перед просветительскими и обладавшими двигательной силой мыслями имама Бакира (а), он прибегнул к хитрости и коварству, в результате которых он отравил его светлость и предал его мученической смерти.

tebyan.net