Имам Джафар Садык (а) - знаменосец знаний и мудрости

Священный Коран представляет семейство Пророка чистым и далеким от всяких пороков. Божий посланник (с) уподобляет свое семейство кораблю спасения, ведущему людей к безопасности и счастью. Поведение членов семейства Пророка подобно сиянию ярких светил небосклона и наставляет людей на путь спасения.

В истории Ислама Имам Садык (а) прославился своей неустанной научно-культурной деятельностью.

Он родился 17 рабиульавваля 83 года по лунному летоисчислению. 65 лет плодотворной жизни Имама Садыка (а) знакомит нас с океаном его знаний, научного и морального совершенства. Период жизни Имама был сопряжен с борьбой за власть между ослабшими Омеядами и набирающими силу Аббасидами. Раздор между ними создал для Имама Бакира (а) и его сына Имама Садыка (а) возможность распространения учений Ислама. С целью разъяснения научных, религиозных и просветительских вопросов религии Бога они основали в Медине грандиозный центр. По мнению историков в этом культурном центре насчитывалось около 4000 искателей наук, из числа которых можно выделить знаменитых специалистов и мыслителей. Помимо богословских наук в этом центре преподавались медицина, физика, химия и математика. Имам Садык (а), положив начало научному движению, способствовал преобразованию социальной жизни мусульман, плодами которого мир пользуется до сего времени. Изучая высказывания и произведения крупных исламских ученых шиитского и суннитского толков, можно проникнуться пониманием величия личности Имама Садыка (а) и значения его грандиозного научного движения. На выступления его светлости из далеких мест стекались не только предводители шариатских сект, как то Абу Ханифа и Малик ибн Анас, но и поклонники философии, калама и других интеллектуальных наук. Абу Ханифа, извлекший пользу из научных знаний имама Садыка (а), говорит о нем следующее: «Я не видел ученого, превосходящего по знаниям Джафара ибн Мухаммада».

Мыслитель суннитского толка Мир-Али Хинди говорит о роли Имама Садыка (а) в научном движении исламского общества того времени следующее: «Распространение наук в то время способствовало интеллектуальному развитию людей. Философские и логичные дискуссии охватили все исламские общества. Не следует забывать того, что этим интеллектуальным движением в исламском мире руководил прямой потомок Посланника Аллаха (с), Имам Садык (а). Это был человек с широким кругозором, который уделял весьма большое значение наукам своего времени. Фактически он - первый основатель научных школ в исламском мире».

В области исламского шариата (фикха), толкования хадисов, комментирования, калама, астрономии, математики, медицины и химии имам Садик (мир ему) воспитал таких учеников как Хишам бин Хикам, Мофаззал ибн Амро и Джабир ибн Хаян. Он поощрял своих учеников к обретению знаний в области, к которой в них была заложена врожденная склонность. Выступления имама Садыка  (а) проводились частным и общим образом. По историческим данным, мечети служили основным местом встречи имама Садыка (а) с народом.

Имам Садык (а) благодаря своему универсальному мышлению не упускал ни одного важного вопроса своего времени.

В силу широкой интеллектуально-культурной деятельности он находился в курсе политических и социальных событий. Борьба с деспотическими и некомпетентными правителями составляла основу политики членов семейства Пророка (с), проводимую ими в зависимости от условий и времени. Имам Садык (а) удерживал своих соратников и последователей от сотрудничества с Аббасидами, поскольку считал деспотичные правительства большим препятствием на пути интеллектуального развития общества и разъяснял народу причины их некомпетентности. Можно сказать, что цель имама Садыка (а) заключалась в борьбе со злом. Ученики, соратники и последователи имама Садыка (а) искали истину и естественно боролись с проявлениями зла, в том числе аббасидскими правителями. Среди последних Мансур Даваники относился к имаму особенно сурово, чтобы якобы уменьшить его популярность в народе. Однако постепенно моральное влияние и научное превосходство имама Садыка (с) стали очевидны для всех.

Однажды Мансур Даваники попросил имама прийти во дворец Аббасидов. В тот день рядом с Мансуром сидел индийский лекарь и беседовал с ним о медицине и научных знаниях. Мансур Даваники хотел, якобы, умалить научное превосходство имама Садыка (а) перед индийским лекарем. Когда имам Садык (а) вошел индийский лекарь, молча оглядев его, был поражен величием и степенностью имама. Имам Садык (а) присел в углу. «Кто это»? - спросил лекарь. «Это - ученый из рода Мухаммада» - ответили ему. «Не желает ли он воспользоваться моими знаниями»? - спросил индиец. В это время имам Садык (а) изволил сказать: «Мои знания превосходят то, что знаешь ты». Любопытство охватило индийского лекаря и он задал имаму несколько вопросов из медицинской области. Имам Садиык (а) ответил на все его вопросы и сказал: «Теперь буду спрашивать я». Имам спросил индийского лекаря по поводу философии и причины сотворения органов тела. Однако тот затруднился дать ответ. Тогда имам Садык (а) дал интересное и подробное разъяснение о строении человеческого тела, начиная с сердца и легких и кончая глазами и даже волосами и ногтями, а также их функциях. Он рассказал о том, почему Всевышний создал человеческие органы так продуманно и мудро. Индийский лекарь, ошеломленный рассказом имама Садыка, (а) спросил, смотря на его светозарное лицо: «Откуда вы черпали свои знания»? В ответ имам молвил: «Об этом я не читал в книгах. Эти знания были переданы Всевышним своему посланнику и он предоставил их нам». Услышав это, индийский лекарь стал восхвалять имама и, признав истину, сказал: «Клянусь Богом, никто не пресвосходит тебя в медицине. Я свидетельствую, что Бог - един и Мухаммад - его посланник»!

Хешам ибн Салем говорит: «Имам Садык (а) в полночь взваливал на плечи куль с хлебом и другими продуктами и тайно раздавал среди нуждающихся Медины».

Имам Садык (а) был образцом благонравия, снисходительности и великодушия. Однажды ему сообщили о том, что люди сквернословят за его спиной в его адрес. Услышав это, имам поднялся с места, прочитал два ракята намаза (молитвы) и взмолился: «О Боже, я отказался от своего права. Прости его, о всемилостивый и могущественный Всевышний и не подвергай возмездию»!

Имам Садык (а) говорит:

«Если ученый не будет придерживаться своих учений, то они ускользнут и из сердец подобно дождю, который скользит по гладкому камню».

«Всевышний радуется покаянию рабов своих точно так, как вы радуетесь нахождению потерянного».

tebyan.net