Второй Имам и четвертый непорочный

В середине благословенного месяца рамадан в доме ее светлости Фатимы Захры (с) родился имам Хасан Муджтаба (а). Он был первым сыном в семье преемника Пророка господнего (с) и когда посланник господний получил известие о его рождении, он отправился в дом Али и Фатимы (а), прижал к груди новорожденного и в правое ухо нашептал азан, а в левое ухо - икаму и по указу господнему назвал мальчика Хасаном. Одним из известных прозвищ его светлости было Муджтаба.

Имам Хасан (с) вырос в семье такого отца как Али (а) и такой матери как Фатима (с) и с самого младенчества в нем проявились черты великого человека. Великий Пророк (с) очень любил его и говорил о нем: "Господи, ты знаешь, что я люблю Хасана и люблю того, кто любит его", а также "Хасан и Хусейн - два имама и два предводителя мусульман, восстанут они или нет", то есть будут молчать ради интересов ислама и мусульман или же возьмут власть в свои руки.

В детстве однажды он и его брат Хусейн (а) увидели старика, который неправильно совершал вузу (ритуальное омовение перед совершением молитвы - пер.). Они хотели указать ему на его ошибку, но в то же время ввиду его старости не хотели сделать это очень явно. Они подошли к старику и сказали: -О старец, мы хотим совершить омовение, и ты суди о том, кто лучше совершает вузу. Старик стал смотреть, они оба совершили омовение и тогда старик понял, что он неправильно совершил свое омовение и эти мальчики сделали это ради исправления его ошибки. Он сказал им; -О светочи очей пророка! Вы правильно совершили омовение, я же - нет и я благодаря вам научился правильному совершению омовения".

Имам Муджтаба (а) семь лет детства провел с великим пророком (с) и тридцать лет - с амиром правоверных Али (а) и в тридцатисемилетнем возрасте достиг имамата и после происшествия десяти полных лет в сорокасемилетнем возрасте был отравлен и предан мученической гибели за веру и похоронен в Медине на кладбище "Баки".

Перемирие имама Хасана (а)

После мученической гибели за веру амира правоверных (а) иракские шииты и сорок тысяч воинов Али (а), собравшиеся в местечке под названием "Нахалия", выразили поддержку имаму Муджтабе (а) и после совершения церемонии присяги верноподданства его светлости в куфийской мечети перед большой аудиторией слушателей произнес весьма важную речь и предостерег людей от отклонений от праведного пути и возможности победы в таком случае дьяволоподобных и презренных людей.Затем он объявил о своей готовности воевать с Муавией и попросил всех военначальников подготовить войска к походу в сторону Шама и сам в Куфе стал готовить предпосылки для сражения.

Эти известия дошли до слуха Муавии и он понял, что имам Муджтаба (а) намерен продолжать курс своего отца. Муавия, бесподобный во всяких интригах, кознях и затевании различных дьявольских планов, стал затевать планы саботажа, в результате чего под различными предлогами смог привлечь на свою сторону группу приверженцев имама Хасана (а) и создать раскол в рядах войск его светлости. В результате затеянных козней, взяток и обещаний крупных постов дело дошло до того, что группа врагов имама и отщепенцев, погрязших в мирских наслаждениях, которых, к сожалению, в войске его светлости было больше достаточного, написала письмо Муавия, в котором приглашала его прибыть в Ирак. Также они обещали передать в его распоряжение связанного по рукам и ногам имама Хасана ибн Али (а).

Вместе с тем, имам Муджтаба (а) не отказался от своей мысли и в одной из своих речей сказал: "Муавия с группой из населения Шама движется в сторону Куфы и вам необходимо подготовиться к сражению" и затем приказал казнить подосланного Муавией шпиона. Он в своем письме губернатору Басры Ибн Аббасу потребовал также поступить со шпионом Муавии, который был направлен в тот город. Вначале люди не ответили на призыв имама Хасана (а), но в результате поощрений одного из сахаба (сподвижник, приверженец и соратник - пер.) его светлости, обещали оказать ему поддержку.

Несмотря на это, когда его светлость отправился в сторону Нахлии, он заметил, что большинство присягавших в верности ему лиц, оставили его и бежали. Кроме того, некоторые командиры войска имама Муджтабы (а), получив огромные взятки, отказались от служения имаму и на границе с Шамом с большим числом воинов присоединились к войску Муавии и, в результате, в такой степени дезорганизовали войско и создали такое депрессивное состояние, что каждый судил как ему вздумается. Дело дошло до того, что враги, воспользовавшись создавшейся обстановкой, начали открытую вражду с самим имамом, разграбили его шатер и нанесли его светлости тяжелое ранение в ногу. Это было краткое описание состояния тех дней имама Хасана (а).

В таком состоянии Муавия выдвинул вопрос о перемирии. Имам Муджтаба (а) понимал, что если он не пойдет на перемирие, то он и его верные соратники будут перебиты и Муавия после их смерти станет утверждать, что, мол, мы предложили ему перемирие, а он отказался, и в результате окажется так, что будет кровь его светлости будет пролита, а результатов для ислама и мусульман достигнуто не будет.

 

Осознание долга важнее его исполнения

Иногда долг человека требует, чтобы он недолгое время сидел смиренно и как говорили мудрецы, иногда отступление есть самое большое наступление, иными словами, иногда перемирие может стать самой серьезной борьбой. Если бы имам Муджтаба (а) оказался под воздействием чувственности некоторых своих соратников, то способствовал бы гибели своей и соратников и не достиг бы никакого результата. Он полностью осознал, что интересы и выгода ислама и мусульман в создавшихся условиях в перемирии, но только так, чтобы это перемирие отвечало всем интересам мусульман и представило миру ислама истинную сущность Муавии.

В принципе, одной из ошибок ряда обществ является то, что хотят путем войны решать свои проблемы, а некоторые наоборот - путем мягкости и перемирия. Реально думающий человек должен учитывать свои интересы и в соответствии с этим предпринимать меры. Иногда интересы требуют принятия военных мер, а иногда - перемирия. Если в исламе имеются законы, связанные со священной войной за веру, то имеются и законы, предусматривающие перемирие в качестве решения проблемы.

Если великий Пророк (с) при Бадре и Ахзабе пошел на военные меры, то при Худайбии с теми же врагами пошел на перемирие и подписал известное в истории перемирие Худайбия.Именно поэтому имам Муджтаба (а) по указу господнему в соответствии с мирным соглашением пошел на перемирие с Муавией, включавшем несколько пунктов. Из содержания соглашения было видно, что имам Хасан (а) был весьма внимателен в его составлении и больше всего усматривал интересы исламской уммы. То, что Муавия не стал исполнять пункты мирного соглашения, показало людям лишь его истинную суть. Люди поняли, что Муавия не может быть исламским вождем и пришел к власти только ради власти и совершения преступлений.

Текст мирного соглашения

1- Муавия должен действовать в соответствии с Книгой господней и традициями пророка (с);

2- Муавия должен воздержаться от сквернословий и оскорблений в адрес Али (а) и должен распорядиться своим подчиненным, чтобы они не сквернословили на его светлость;

3- Не назначать после себя никого преемника и наследника;

4- Имам (а) не должен называть Муавию "амиром правоверных";

5- Муавия должен прекратить мучения сынов имама Али (а) и их друзей, чтобы они спокойно подобно всем другим могли жить;

6- Часть из доходов государства должна быть предоставлена в распоряжениеимама Хасана (а) с тем, чтобы его светлость мог распределить ее среди семей, лишившихся своего главы в сражениях Джамаль и Сиффейн, и выплатить долги, полученные ради удовлетворения интересов народа.

Некоторые из изречений его светлости

Каждый, кто будет ходить в мечеть, получит одну из ниженазванных выгод:

1- постигнет первостепенные принципы религии и ознакомится с исламскими просвещениями;

2- услышит речи, которые направят его к пути праведному и не допустят отклонений;

3- в страхе перед Господом или же от стыда перед народом откажется от совершения грехов;

4- найдет полезного друга (искреннего и праведного друга);

5- обретет милость господнюю.

tebyan.net