Имам Саджад (а) – просветитель религиозных знаний

Просмотр, пусть даже короткий, но поучительный, жизни тех, которые являются примерами непорочности, благородства и правдивости, подобно освежающему дуновению ветра, дарит человеческой душе обновление, связывая ее с миром красоты и духовности. Годовщины рождения или мученической смерти великих предводителей религии дают человеку возможность, поразмыслив над их жизнью, открыть перед собой новые горизонты, и когда человек оказывается вовлеченным в теснину жизни, он, вдохновляясь образом жизни и деяниями непорочных людей, находит выход из многих жизненных трудностей.

Имам Саджад (а) родился в 38 году лунной хиджры в городе Медина. Он являлся сыном имама Хусейна (а), возглавившим после мученической смерти своего отца во время происшествий Кербалы опасную и нелегкую ответственность руководства исламской уммой. Можно сказать, важная и значительная часть жизни имама Саджада (а) была посвящена тактике противостояния и стратегии лидерства в этот самый период. На имама Саджада (а) было возложено утверждение идейных основ в обществе и распространение священной мысли о восстании имама Хусейна (а). В то время искажение религиозных истин и разгул правления халифов династии Омеядов достигли своей кульминации. Ценности религии были извращены, а общество страдало от различных проявлений насилия и гнета. Поэтому имам Саджад (а) направил свои усилия на очищение общественного сознания от искажений. Целью его светлости было воспитание верующего и стойкого поколения, поэтому мечеть Пророка и дом имама Саджада (а) в Медине неизменно были местом присутствия большого количества искателей знаний и исламских истин. Имам Саджад (а) прилагал большие усилия для внедрения в обществе культурной основы и исламской цивилизации, а также распространении в ней беспримесного исламского учения. По одной из версий его светлость даже покупал рабов с целью воспитать и обучить их под собственным руководством, после чего даровал им свободу.

Одной из блестящих граней жизни имама Саджада (а) являются услуги, оказанные им обществу, в том числе помощь нуждающимся. Его светлость взял на себя ответственность обеспечения жизненного пропитания неимущих семей. Каждый вечер усталые глаза голодных были в ожидании ласковых рук незнакомца, который понимал их и проявлял к ним бескрайнюю любовь, хотя тогда они еще не знали, что этим благодетелем является никто иной, как имам Саджад (а). Стремление служить людям так сильно колыхалось в сердце имама Саджада, что стало причиной происшествия в жизни его светлости интересного события.

Однажды имам решил примкнуть к каравану, следовавшему из далеких земель в Мекку с целью совершить хадж. Окружающие удивленно спрашивали имама, почему он не отправился в Мекку вместе с караванами, шедшими туда из Медины. Имам отвечал: Я хочу совершить хадж с людьми, которые меня не знают. Поэтому имам Саджад (а) присоединился к каравану в качестве незнакомца и, подобно прислужнику, приступил к совершению караванных работ. На пути каравану повстречался некто, знавший имама. От него караванные узнали, что Али ибн аль-Хусейн (а) – потомок Пророка и им стало неловко, однако имама сказал им: Я сам хотел совершить путешествие с паломниками, которые меня не знают, чтобы я легко мог служить путникам обители Божьей.

Одним из способов имама Саджада (а) для распространения знаний были молитвы и богослужения. Посредством их имам устанавливал тесную и прочную связь людей со Всевышним и исламом. Тщательно изучив содержание этих молитв, мы осознаём, что они являются не только внутренним порывом и индивидуальной связью человека с Богом, - они также представляют собой методы обучения религиозным ценностям и толкования основ полноценной и счастливой жизни. Эти молитвы собраны в бесподобном и ценном сборнике под названием Сахифа Саджадия, состоящем из 54 молитв. Основополагающие знания, а также философский и нравственный аспекты их содержания показывает человеку путь освобождения от нравственной низости и достижения чести и вечного блаженства.

Надежда на Создателя проносится сквозь все возвышенные и духовные молитвы имама Саджада (а). Его светлость искусно  передает читателю это глубокое и духовное познание. Упование и надежда на Всевышнего подразумевает внутреннюю веру в Него во всех делах, а также убежденность в то, что Он – абсолютный держатель мира, оказывающий помощь в делах. Творец никогда не оставит одних людей, которые вверили Ему свои сердца и живут в соответствии с Его волей. В одной из своих возвышенных молитв имам Саджад (а) обращается к Создателю со словами: Я призываю Тебя, и только Тебя, надеюсь только на Тебя, обращаю свои молитвы только к Тебе и зову Тебя. Ты – мой Господь единственный! Лишь в тебе воплотилось могущество, в которое не проникнет бессилие! Лишь Тебе принадлежит власть, сила и величие! (Сахифа Саджадия, молитва 28)

Нравственный аспект исламского учения в безошибочной и изящной форме охватывает все мгновения человеческой жизни. Даже самый незначительный поступок в своей жизни мусульманин может вместить в рамки нравственной и воспитательной программы ислама. Имам Саджад (а) просит о таком великом счастье своего Создателя и, считая ее источником довольства Всевышнего, обращается к Нему: Господи! Благослови Мухаммада и его семейство и сделай тайны наших душ, движения наших тел, взоры наших глаз и слова наших уст угодными Тебе, дабы мы не упустили доброго дела, достойного Твоей награды, и не совершили зла, достойного Твоей кары.

Имам говорил:

Я удивляюсь человеку, который избегает потребления той или иной пищи в силу ее вреда, однако не сторонится совершения греха из-за его мерзости.

Его светлость также сказал:

Аяты Корана являются сокровищами науки и знаний. Всякий раз, когда человек открывает эту сокровищницу, ему следует взглянуть на содержимое.

tebyan.net