Гуманность и благонравие в духовной школе имама Казима (а)

Сегодня – годовщина дня мученической смерти одного из великих людей, обладателей мудрости и духовности – имама Казима (а); великой личности, проведшей более десяти лет своей благословенной жизни в заточении аббасидских халифов. В такой же день, как сегодня в 183 году по лунной хиджре он был предан мученической смерти в одной из тюрем аббасидского халифа Харуна. 

Преисполненный смирением и спокойствием, его светлость был занят совершением намаза и молитв рядом с могилой своего предка Посланника Божьего (с).  Он часто приходил в мечеть Пророка (с) и в этом священном месте изливал свою душу Единому Создателю. Все знали имама Казима (а) – непорочного потомка Посланника Божьего (с) и питали к его светлости безмерное уважение. Доброе сердце имама также тревожилось за людей, которые искренне любили его. И это было невыносимо для аббасидского халифа Харуна. Он не желал, чтобы люди извлекали пользу из бездонного океана знаний и мудрости имама Казима (а). Поэтому под различными предлогами он арестовывал его светлость и заключал его в неволю.

В тот день по обыкновению, находясь в мечети Пророка (с), имам был занят богослужениями и молитвами, которые он возносил в святую обитель Божью, как внезапно посреди находившихся в мечети людей послышался шум. Несколько человек из уполномоченных Харуна вторглись в мечеть с целью схватить его светлость. Имам с особеннымм спокойствием совершал намаз. Присутствовавшие в мечети люди запротестовали и не позволили людям Харуна приблизиться к имаму. Однако разгневанные они дерзко растолкали людей и после того, как имам Казим (а) закончил совершение намаза, они схватили его. Приверженцам его светлости было крайне невыносимо наблюдать подобную дерзость и оскорбление. Имам Казим (а) с лицом, переполненным верой, призвал людей к терпению и выдержке. Таким образом имам Казим (а) по приказу Харуна был перевезен в Багдад и заключен в одну из местных тюрем. Однажды, находясь в неволе, его светлость написал письмо Харуну, в котором говорилось: "С течением каждого тягостного для меня дня истекает и один из твоих беззаботных дней. Так будет продолжаться до тех пор, пока я и ты однажды не сойдемся. В тот день самозванцу станет ведомо о своих злодеяниях".

"Господи, благослови Мухаммада, его семейство и Мусу ибн Джафара, который ночами напролет до наступления рассвета непрестанно взывал к Тебе долгими молитвами и изливал Тебе душу! Он был источником блага, мудрости и добродетелей. Господи, подобно тому, как он являл терпение при невзгодах, думая лишь о Твоем довольствии; подобно тому, как он восстал против притеснителей и несправедливости ради Тебя, пошли и Ты ему свое благословение и нескончаемую милость и надели и нас своей мудростью и милостью".

Имам Казим (а) возглавлял имамат мусульманской уммы в весьма тяжелый и критический период. Его светлость жил во время, когда исламское общество утратило божественные ценности, а властители, которые должны были быть на служении людей и общества, погрязли в пороках, стяжательстве и грабеже общественного достояния. Аббасидский халиф Харон заявлял, что является покровителем религии. Однако его поведение и его окружение не имели ничего общего с религиозными принципами и основами. Хитростью и уловками Харун представил себя преемником Посланника Божьего (с). И многие, испугавшись угроз или поддавшись подкупу, не противились имамату Харона. Многие же в таких условиях под сенью света руководства имама Мусы Казима (а) находили путь истины. Имам Казим (а) пытался посредством логики, аргументов и свидетельств выявить настоящее лицо мятежных правителей династии Аббасидов, особенно Харуна. Правильные и ясные позиции имама Казима (а) в отношении отклонений халифата от пути ислама и справедливости привели к тому, что его светлость подвергся преследованию со стороны уполномоченных халифами людьми.

Научная деятельность имама Казима (а) также продвигалась параллельно политико-просветительской деятельности его светлости. Его светлость приложим громадные усилия для разъяснения идеологических понятий и исламского учения и собрал большие группы ученых. Имам Казим (а) после кончины своего отца имама Садыка (а) стал самым ученым и мудрым человеком своего времени. Интересен тот факт, что имам Садык (а), описывая своего сына, изрек: "Мой сын Муса Казим обладает столь большой научной подготовкой, что если его спросить обо всем содержании Корана, он предоставит удовлетворительный ответ на все вопросы, ибо он являет собой источник мудрости и знаний".

Непорочность и благочестие имама Мусы Казима (а) не имели предела, так что его светлость совершал гуманные и благие деяния лишь ради привлечения довольства Всевышнего. Имам был беспредельно щедрым и великодушным. Для того, чтобы доставить радость Всевышнему и сблизиться с Ним, он покупал рабов у их владельцев и затем освобождал их. Его светлость изрек: "Дружба с людьми придает жизни прелесть, укрепляет отношения, вселяет в сердца надежду и делает теплой общественную среду. Дружба с людьми и благодеяния в их отношении являются показателем гуманности".

По мнению возвышенных и великих людей, материальное богатство и достояние является средством для привлечения довольства Создателя. Один видный мусульманский мыслитель шейх Муфид пишет: "Имам Казим (а) неизменно приветливо обходился с неимущими и нуждающимися жителями Медины и проявлял внимание и чуткость по отношению к ним. Он даже навещал их, принося с собой деньги и еду".

Имам Казим (а) изрек: "В Божественном раю есть тень, в которой некоторые люди находят успокоение. Этими людьми являются те, которые совершали благодеяния по отношению к своим братьям или устраняли их трудности".

Имам Казим (а) во многих случаях подвергался нападкам со стороны невежественных и недалеких людей. Однако поскольку по мнению его светлости наставление людей на путь истины и распространение морально-этических и гуманных ценностей было превыше всего, он проявлял терпение и воздержанность. Многие из этих людей влюблялись в истину ислама благодаря снисходительности, великодушию и благородству имама. Поэтому его светлость был известен под именем "Казим" – то есть "одолевающий гнев".

Величие, благонравие и приветливость имама Казима (а) пленяли всех, и даже произвели впечатление на тюремных стражников, которые были известны своей безжалостностью и жестокостью. Некто по имени Иса ибн Джафар – стражник тюрьмы в Басре говорил: "Я прилагал все усилия для того, чтобы наблюдать за Мусой ибн Джафаром во всех отношениях. Я даже тайком подслушивал его молитвы. Однако он проявлял стойкость и терпение перед всеми тюремными тяготами и невзгодами, моля Господа о милости и отпущении грехов".

Тюремщиком последней темницы, в которую был заточен имам Муса Казим (а), был жестокосердным человеком по имени Санди ибн Шахак. В этой тюрьме имам перенес много горя и бед, и наконец, по приказу Харуна его светлость в результате заговора был отравлен и, спустя три дня, - предан мученической смерти в возрасте 55 лет.

Обращаясь к Хишам ибн Хикаму, имам изрек: "О Хишам, поистине самым быстро приходящим к человеку благом является вознаграждение за совершенное им добро, а самой скоро приходящей к нему бедой – возмездие за совершенное зло".

Имам Казим также изрек: "О Хишам, наилучшей вещью, при помощи которой человек после познания им Господа приближается к Всевышнему Создателю, является намаз и благодеяния в отношении отца и матери, а также воздержание от зависти и самолюбия".

tebyan.net