Имам Мухаммад Таки (а) - олицетворение великодушия и милости

Дни благословенного месяца раджаб проходят один за другим. Всемилостивый Всевышний ниспослал своим рабам эти драгоценные дни, дабы они своими молитвами приблизились к Нему. Некоторые дни этого благословенного месяца украшены случаями, посвященными членам семейства дорогого Пророка ислама (с). Эти случаи предоставляют нам возможность изучить образ жизни этих великих и мудрых людей и узнать путь счастливой жизни. История ислама поясняет эффективную роль семейства Пророка в повышении интеллектуального уровня исламского общества. Поскольку они, являясь сокровищней божественных наук и знаний, руководствовались священным Писанием (Коран) и традициями Пророка (с) и противостояли всяким отклонениям. Всякий раз, когда ислам подвергался опасности, это именно они противостояли нападкам и угрозам. Члены семейства Пророка (с) были связаны крепкими узами с Кораном. Правильно познав глубинный смысл аятов откровения они были подлинными комментаторами священного Писания. Мы благодарим Аллаха за наличие таких великих и влиятельных людей и молим Его укрепить в нас привязанность к семейству Пророка и его учению. 

Десятый день месяца раджаб украшен бласловенным рождением. В 195 году по лунной хиджре в Медине родился имам Мухаммад Таки (а) по прозвищу Джавад.

У имама Резы (а) после долгих лет на 47 году жизни родился сын, которого он назвал Джавадом. Джавад (а) по своему смыслу означает великодушие, щедрость. Имам Джавад (а) оказывал доброту и милость каждому, кто обращался к нему, и делал это прежде чем его просили о помощи. Никто не возвращался от него с пустыми руками. 

Период жизни имама Джавада (а) совпал с разными событиями. Ему не было еще и пяти лет, как его отец имам Реза (а) был вынужден по требованию аббасидского правителя, Мамуна, покинуть Медину и отправиться в Хорасан. После мученической гибели имама Резы (а), молодой имам Джавад (а) взял на себя ответственность имамата и руководства мусульманами. Это обстоятельство воспроизводит в памяти картину пророчества Иисуса (а) в детстве и пророчества Йахйи (а) в отрочестве. Кроме того, оно выявляет тот факт, что премудрый Всевышний с определенной целью доводит некоторых своих рабов в детстве до уровня умственного совершентства. 

Али ибн Эсбат говорит: «Однажды я встретил имама Джавада (а) и пристальным взглядом осмотрел его с головы до ног, дабы описать характеристику имама его поклонникам в Египте. Я задумался над тем, как может такая молодая личность отвечать на труднейшие вопросы в области наук и шариата и решать сложные проблемы. В это время имам подошел ко мне и, догадавшись о чем я думаю, сказал: «О Али ибн Эсбат, Всевышний приводит доводы для имамата имамов, точно так как Он приводит доводы для пророчества Пророков». Затем он прочитал 12 аят суры «Марйам», в которой подчеркивается мудрость Йахйи в детстве и изрек: «Да, Всевышний дарует некоторым мудрость в младенческом возрасте, а некоторым в 40-летнем возрасте». Научная сила имама Джавада (а) поражала религиозных предводителей и научных деятелей других религий. Когда мыслители и ученые других религий познакомились только с толикой его знаний, они признались в том, что масштабность его знаний является милостью господней. Научная полемика имама Джавада (а) была весьма интересной. На них его светлость устранял многочисленные вопросы ученых и мудрецов в области науки и шариата. 

Имам Джавад (а) пережил трудные условия с политической точки зрения. Он был современником двух аббасидских халифов, Мамуна и Мотасема. Аббасидские правители опасались близких отношений народа с имамом, поскольку он, как и другие члены семейства Пророка (с), не хранил молчания на гнет, произвол и обман правителей династии Аббасидов и даже в самых сложных условиях раскрывал им действительность. Имам Джавад (а) отличался уникальной прямотой в отражении социальных и политических фактов. Относительно этого он говорил: «Угнетатели и его пособники, а также те, кто приемлют гнет, совершают один грех» 

Привязанность народа к имаму Джаваду (а) и связь имама со знатоками наук способствовали тому, что Мамун для большего контролирования имама, прибег к демагогии. С этой целью он вызвал имама Джавада (а) в город Багдад, центр халифата Аббасидов. Однако и этот прием не оказал малейшего влияния на ослабление популярности имама Джавада (а). Моральная притягательность имама распространилась за пределами границ и люди, несмотря на большие расстояния, стекались к нему для выражения своей привязанности к сыну пророческому. Они испытывали такую сердечную близость с имамом, что обращались к нему с личными и семейными проблемами и просили помощи. Некая личность по имени Бекр ибн Салих говорит: «Я написал имаму Джаваду (а) письмо о том, что мой отец не мусульманин и является своевольным человеком и диктатором. Он обращается со мной, вашим последователем, весьма сурово. Помолитесь за меня и скажите как мне быть: терпеть или покинуть его»? 

В ответ имам написал: «Я прочитал твое письмо об отце и постоянно молюсь за тебя. Знай, что терпение лучше для тебя, так как терпеливых ждет рай. И да поможет тебе Аллах на твоем пути». Бекр тбн Салих говорит: «С того времени, благодаря молитвам имама, отец стал ласков и не в чем не противился мне. 

Важность отдаления от неверующих и недостойных людей имам Джавад (а) уподобляет спасению от меча и говорит: «Не дружи с плохим человеком. Поистине, он подобен мечу, который красив на внешний вид, но приносит зло». Он отрицает общение с неблагонамеренными людьми и подчеркивает, что это может навлечь подозрение на благодетелей. 

Согласно преданиям, как-то для имама Джавада (а) везли дорогие подарки издалека, но в пути на караван нападают разбойники и расхищают все товары и имущество. Имаму в письме сообщают о случившемся. В ответ имам своим почерком написал: «Наши души и имущество ниспосланы Всевышним и даны нам на хранение. Когда мы используем имущество оно приносит радость, однако если оно пропадает или подвергается уничтожению, то нас ждет вознаграждение, но нетерпеливые лишаются его». 

На протяжении 25 лет своей драгоценной жизни имам Джавад (а), пересказывая хадисы с одной стороны распространял подлинную исламскую культуру и воззрения, и с другой выступал с речами согласно требованиям времени и потребностям общества. Таким образом он оставил после себя ценное наследие. Присутствие имама Джавада (а) подобно магниту, притягивало к себе искателей наук и знаний. Приблизительно 100 видных ученых и пересказчиков, черпая знания из ценных речей имама Джавада, написали многочисленные книги и трактаты в области исламских наук. Все сведения о семействе Пророка ислама (с) достались нам благодаря усилиям этого великого человека. Некоторые из высказываний имама Джавада (а):

«Перед тем как приступить к делу, хорошенько подумай, поскольку это убережет тебя от разочарования». 

«Вера в Бога является лестницей, ведущей к совершенству. Всевышний дарит радость тем, кто верит в Него и ниспосылает успех тем, кто уповает на Него».

alhassanain.com